Серии «Ведьмак» и «Метро» - очень разные романы, но разделяют одно и то же восточноевропейское наследие. Они удачно прошли свой путь от книги в мягкой обложке до сериальных аналогов, видеоигр, а в будущем, возможно, и фильмов.
Недавно Анджей Сапковский принял участие в обсуждении того, как повествование через игровой процесс улучшает историю. Почему автор «Ведьмака», который открыто признается, что не играет в видеоигры, принимает участие в разговоре об их достоинствах?
«Принуждение. Я бы не стал участвовать в чем-то подобном по своей воле», - ответил он. «Я знаю свои обязанности. Когда вас приглашают на мероприятие, вы делаете то, что от вас ожидают организаторы. Никто не заботится, нравится мне это или нет».
И в этом весь Анджей. Он будет выполнять свою работу и отвечать на все вопросы, но ему наплевать, что кому-то может не понравиться ответ. Но примите во внимание, что восприятие его вглядов по тексту несколько отличается от того, чем если вы слышите их лично.
На вопрос о том, надеется ли Сапковский научиться чему-то на мероприятии, он отвечает, что очень сомневается в этом.
Цитируя Редьярда Киплинга, Анджей объясняет: «Восток - это Восток, а Запад - Запад, и они никогда не встретятся. Литература и видеоигры - это как Восток и Запад. Нет ничего плохого в том, чтобы приспособить книги к другой среде, но это всё равно не одно и то же. Представьте, что что-то началось с комикса, который перешел в сериал, после в фильм, а потом в книгу, и при всём при этом сочеталось вместе. Бред сивой кобылы».
Но что, если Сапковский сам это напишет? Что, если он сам возглавит адаптацию своего оригинального материала?
«Если вы утверждаете, что можете всё, значит вы не можете ничего», - отвечает он.
Принцип придерживаться своих сильных сторон и ограниченное время работы над книгами «Ведьмак» способствовали отказу Анджея Сапковского от первоначального сотрудничества с CD Projekt RED, когда они начинали работу над первой игрой серии «Ведьмак», вышедшей в 2007 году. При этом он считает, что видеоигры не способны хорошо рассказать историю.
«Видеоигры служат другой цели. Они работают по-другому. Сколько смысла может быть в строках текста, когда герой ходит по лесу и разговаривает с белкой? Где здесь литература? Где место для глубины и сложного слога, с помощью которого игры могли бы поднять культуру? Нет такого».
Так CD Projekt RED пришлось обойтись без участия Анджея при разработке игры.
«Они собирались основывать игру на моих книгах, но создать свою собственную историю», - вспоминает Сапковский. «"Отлично, теперь это ваша проблема", - ответил я им».
Достаточно простая, выгодная сделка для обеих сторон, разве не так? Как говорит сам автор: «Трудно сказать "нет" предложению, которое может принести большие деньги. Только идиот может так сделать».
И все же, его отношения с CD Projekt RED с годами только ухудшались. Что же пошло не так?
«Я ничего не имею против самой игры. Я уверен, что это продукт высочайшего уровня. Все лавры CDPR получены абсолютно заслуженно. Я вообще ничего не имею против видеоигр в целом. Я ничего не имею против людей, которые играют в них, даже если я этого не делаю и никогда не буду делать. Отношения испортились, когда игра начала влиять на мой рынок».
«Я написал первую историю о Ведьмаке 30 лет назад. Когда я приезжаю на авторские собрания, в аудитории нет никого моего возраста. Мне 69 лет. Никого. Зато куча детей. Некоторые из них не понимают (особенно те, что из Германии, Испании или США), что мои книги не связаны с игрой. Они не знают, что я не пишу книги по мотивам. И CDPR смело скрывают происхождение игры. Об этом написано мелким шрифтом, который можно разглядеть только под микроскопом».
Ошибки CDPR на этом не заканчиваются, утверждает Анджей.
«Вера, широко распространенная CDPR, что именно игры сделали меня популярным за пределами Польши, абсолютно ложная. Это я сделал их популярными. Все мои переводы на Западе, включая английский, были изданы до первой игры».
И тут встает вопрос о том, чтобы украсить книги графикой из игры.
«Издатели знают, что люди, которые начали свое знакомство с "Ведьмаком" с игр, могут купить книгу. Может и так. Я не отрицаю, что игры в какой-то степени могли увеличить продажи».
Но раньше Сапковский заявлял, что за каждого читателя, которого он получил благодаря успешности игр, он терял другого. Верит ли он в это всё еще?
«Я думаю, что результат будет примерно таким, да. Во всяком случае, существует множество людей, которые играли в игры "Ведьмак", потому что читали книги. Это мои подсчеты, но я в них не полностью уверен. Я не проводил исследований».
Другой писатель - Дмитрий Глуховский - решил тоже внести свою лепту.
«Я думаю, что Анджей полностью не прав, а еще он высокомерный ублюдок».
«Без игровой франшизы серия "Ведьмак" никогда не получила бы такой безумной международной славы. И дело тут не только в геймерах, но и в игровой прессе, в том, какой шум она создает вокруг проекта, дарит ощущение того, что выходит что-то прекрасное, великое и впечатляющее. Без этого он остался бы местным восточноевропейским феноменом, но никогда не вырвался бы на Запад. То же самое касается и моих книг "Метро"».
Будучи уроженцем Москвы, Глуховский начал писать свой первый роман «Метро 2033» в возрасте 17 лет. Он опубликовал его бесплатно онлайн пять лет спустя.
«Случилось так, что разработчики игр были среди первых читателей», - вспоминает Дмитрий. «Творческий руководитель студии 4A Games - Андрей Прохоров - получил ссылку на книгу от своих друзей и прочел её за ночь, а после посчитал, что это отличная история для их следующей игры».
Дмитрия Глуховского, поклонника классических игр {parent-9416} и S.T.A.L.K.E.R. (к которой приложили руку сотрудники 4A Games в том числе), не пришлось спрашивать дважды.
«Я решил использовать эту возможность, чтобы рассказать свою историю. Я вовсе не считал видеоигры опасностью для своего имущества. Напротив, я думал, что это прекрасная возможность продвинуть весь IP. И именно так и вышло».
Подход Глуховского к другим проектам, связанным с «Метро», проявляется и вне его партнерства с 4A Games. Параллельно с официальной серией франшиза насчитывает уже десятки книг от других авторов. Все они написаны «читателями, которые захотели стать участниками», как их называет сам Глуховский.
«Если вы работаете с талантливыми людьми, просто дайте им свободу творить, чтобы они интерпретировали вашу историю».
Так он и сделал.
«4A Games вдохновлялись первой книгой, и они более или менее следовали линиям этого романа. Парни проделали отличную работу. Я думаю, что {parent-10810} - первый в мире лирический, сентиментальный и философский шутер».
«А вот для второй игры ({parent-10811}) у них не было такой основы», - продолжает Дмитрий. «Они не могли создать историю по второй книге, потому что Метро 2034 был спин-оффом, не сконцентрированным на главном герое оригинала, Артеме. Поэтому мне пришлось придумать отдельную историю. Мой подход был таков: "Я предлагаю вам свою помощь, а вы, ребята, - профессионалы, которые сделали много выдающихся игр. Так что вы лучше знаете, что работает, а что нет"».
«Моя роль состояла в том, чтобы убедиться, что каждый персонаж, с которым вы встречаетесь, обладает тем, что есть у каждого человека - чувствами. Чувства важны для нас, чтобы поверить в персонажа. Это очень важная вещь, которую игры могут извлечь из литературы».
Русский писатель не считает игры плохим способом рассказать историю.
«Я отношусь к тому поколению, которое не считает видеоигры плохими развлечениями. Они могут быть произведением искусства, в зависимости от того, кто его создает, каков талант автора. Они также могут быть и полнейшим мусором».
Хотя Анджей Сапковский не разделяет чувства Дмитрия Глуховского, несмотря на очевидное недовольство по отношению к серии "Ведьмак" от CDPR, он не из тех, кто сожалеет, что его работа превратилась в видеоигру.
«Если я не продам права на адаптацию, то не смогу даже заплатить за квартиру. [Делая глоток Старопрамена] Не говоря уже о пиве».