Уходящий год выдался урожайным на гоночные игры: осенью практически одновременно вышли {parent-11494}, {parent-10717} и {parent-9403}. Несмотря на более скромную рекламу и бюджет, пожалуй, именно {parent-9403} от компании Slightly Mad Studios тут выглядит самым масштабным и амбициозным проектом для виртуальных гонщиков, которым нужна дотошная симуляция каждой мелочи. Рассказываем, что из этого получилось на примере версии для PlayStation 4.
Так получилось, что тестирование игры растянулось и в итоге совпало с выходом масштабного обновления до версии 3.01, а впоследствии и до 3.03. Глядя на полный список изменений, становится ясно: во-первых, создатели свою игру любят. В апдейте не просто правили баги, а попутно проделали массу улучшений, которые занимают примерно три страницы текста. Во-вторых, игра настолько комплексная, что диву даешься: тут тебе и достоверная физика, и модель повреждений, и динамическая погода на каждой трассе, и везде обещан высочайший реализм. Не «игра», а целая наука!
Начинается{parent-9403} со скромного вступительного ролика, который пока не дотягивает до признанных грандов жанра. Качество видео явно подкачало, да и постановка после драматичного интро GT Sport не впечатляет.
К счастью, все это относится только к вступительному видео. Далее мы попадаем в главное меню, где предлагают начать головокружительную карьеру гонщика или сразу броситься создавать кастомные заезды по своим правилам. Важное отличие {parent-9403} в том, что тут практически нет искусственно «залоченного» контента: с самого начала игры вы можете взять Porsche 911 GT3 RS и броситься покорять Нюрбургринг, или же прокатиться на монструозном прототипе класса LMP2. Никто не ведет за руку и не накладывает искусственные ограничения (ну, за исключением платных пакетов DLC).
Я по традиции решил начать игру с одиночного режима карьеры, чтобы посмотреть, каково тут вообще придется новичку. Вся карьера разбита на классы и разряды соревнований: в самом начале предлагают выбрать свою «стезю», по которой и пойдет виртуальный гонщик. На первых этапах это может быть картинг, Формула младших классов, монокубок легких заднеприводных купе Ginetta и тому подобное. Победив в турнире для начинающих, игрок переходит в более высокую лигу с более серьезной техникой и соперниками, а попутно открываются еще и тематические одиночные заезды. Структура простая и понятная, но лично мне не хватило «изюминки» и оригинальности: эксцентричные заезды на луноходе из {parent-13612} – это слишком, а вот серия обучающих испытаний была бы в{parent-9403} очень кстати.
Каждый чемпионат состоит из нескольких этапов, перед которыми можно пройти тренировочный заезд и проехать 15-минутную квалификацию. Доступны и сокращенные версии чемпионатов, где примерно вдвое меньше гонок, если хочется скостить время на прохождение. Совет: ни за что не пропускайте квалификацию! Противники даже на среднем уровне сложности не собираются легко сдаваться, и взять их нахрапом, стартуя в конце пелотона, не получится. Более того, в каждой гоночной серии есть свод правил, за которыми следят виртуальные судьи. Вот тут {parent-9403} действительно находится в своей лиге: бороться вы нужно не только с соперниками, но и с собой, чтобы ехать максимально корректно.
За примерами далеко ходить не надо, взять тот же монокубок Ginetta: излишне глубоко атаковали поребрик? Получите штраф в пару секунд и распишитесь. Агрессивно обогнали соперника? Вернитесь на позицию назад. Не хотите исполнять решение судей? Получите в награду позорный проезд по питлейну, который точно перечеркнет шансы на победу. Подобные суровые штрафы приучают игрока к максимальной стабильности на трассе, рискованные маневры просто не принесут желаемого результата. Это как раз та сторона симуляции, которой порой не хватает популярным{parent-13613} и Forza Motorsport – в реальности гонщики не ездят как камикадзе.
Большим подспорьем для новичков будет менеджер, который всегда на громкой связи. Он постоянно дает советы и указания по ходу гонки, напоминает о состоянии шин, уровне топлива и температуре двигателя. Достаточно почаще к нему прислушиваться – и вы не пропустите ответственный питстоп. Перед самым заездом он может помочь с настройками: сообщите, что не понравилось в поведении машины, и механики постараются перенастроить подвеску и другие узлы на нужный лад. Хорошая задумка, и реализована она неплохо.
Если в разгаре сезона вам захочется пройти другой чемпионат – скажем, формульный, – то игра позволяет создать до 5 профилей виртуальных гонщиков и переключаться между ними для продолжения карьеры. Страшно сказать, сколько времени понадобится на прохождение всех чемпионатов: их много, они достаточно сложные и продолжительные. Но в то же время карьерный режим очень «сухой»: если сами по себе гонки не приносят удовольствия – то других развлечений он точно не предложит.
Признаюсь, самые большие ожидания в{parent-9403} у меня вызывала физическая модель и качество симуляции разных аспектов авто. Игра просчитывает сотни важных параметров: от температуры и давления в шинах до износа критичных узлов. В то же время, мы прекрасно знаем, что количество не гарантирует качество.
В целом, поведение машины получилось реалистичным: она буксует, срывается в занос, «плужит» при блокировке колес и делают все то, что должна делать настоящая машина в предельных режимах. Однако некоторые моменты управления не такие интуитивные, как хотелось бы: например, перераспределение веса чувствуется неважно, и это затрудняет поиск нужного баланса в повороте. Также не хватает отзывчивости торможению: даже с еле нажатой педалью машина капризничает и упрямо «плужит» на входе в повороты, а уж если ее передавить – то десяток-другой метров скольжения обеспечены, даже если педаль давно отпущена. Естественно, все это усугубляется при игре на геймпаде, но об этом чуть позже. Ралли-кросс проработан в{parent-9403} похуже кольцевых дисциплин, но заметно лучше той же GT Sport.
И все-таки позитивных сторон гораздо больше: в игре замечательная работа педали сцепления, пользоваться ею – одно удовольствие. Можно резко стартануть на сухом асфальте или нежно тронуться на скользком покрытии, выбирать плавность переключения в зависимости от условий гонки. Двигатель и КПП очень реалистично взаимодействуют со сцеплением, так что игра поможет прокачать скиллы, вплоть до исполнения перегазовки при переходе на пониженные ступени.
Также здорово проработано все, что касается изнашиваемых элементов машины. Шины греются и стираются, двигатель на повышенных оборотах – тоже. Если замучить машину пробуксовками и дрифтом, то можно перегреть движок, что приведет к техническому сходу. Ошибки на переключениях тоже дорого обойдутся. Зрелищно отрабатываются повреждения от столкновений: на кузове появляются крупные вмятины и ссадины, навесные элементы отваливаются, машина значительно хуже едет и рулится с поврежденными элементами. Игра всячески приучает ездить не только быстро, но и аккуратно. Правда, полный кузовной ремонт в питстопе проводится всего за 2 минуты, и после этого машина снова как новенькая.
Динамические погодные эффекты – еще одна сильная сторона {parent-9403}. В игре есть четыре времени года, которые влияют на общий вид трассы, время суток, а также гибкая градация погодных условий. Степень облачности, осадки (дождь и снег) – все это способно меняться по ходу гонки. И если на старте было пасмурно, то посреди заезда иногда начинается ливень, и это сильно влияет на расстановку сил. В частности, очень хорошо имитируется аквапланирование – но даже сквозь водяную пленку удается «нащупать» держак в менее затопленных участках трассы. В других играх это тоже есть, но проработка в {parent-9403} заслуживает похвалы.
Виртуальные соперники ведут себя, в целом, корректно, и даже проявляют чудеса сообразительности, уступая траекторию при обгонах на прямой. Но стоит им оказаться в неидеальных условиях – скажем, в первом повороте после плотного старта под ливнем, как эти ребята могут устроить настоящий завал! Бывает, что боты странно себя ведут при обгонах в повороте, «забывая» о вашем присутствии на выходе, что приводит к печальным последствиям. В лучшем случае после грязного обгона судьи потребуют вернуть позицию, в худшем – обе машины зарабатывают вылет с трассы. Чем круче гоночный класс машин, тем более адекватно едут боты, но им не явно не достает азарта – если посчастливилось стартовать с поул-позиции, то особого прессинга со стороны догоняющих не ощущается. Впрочем, настырность искусственного интеллекта настраивается отдельным ползунком, и на максимуме он точно не даст расслабиться.
Учитывая навороченную физическую модель, игра крайне требовательна к управлению. В идеале вам, конечно же, понадобится руль – причем, с силовой обратной связью и оборотом на 900 градусов и выше. В этом случае игра оставит более яркие и натуральные впечатления. А вот тем, кто собирается играть на геймпаде, не повезло: по умолчанию выставлена большая «мертвая зона» на стиках, а чувствительность руля покажется то слишком низкой, то высокой. В любом случае захочется пойти в меню и перенастроить параметры управления, благо их много для любого вида контроллеров.
С точки зрения визуального исполнения {parent-9403} выглядит на твердую «четверку». Модели машин весьма хороши и внутри, и снаружи – тем более, они частично разрушаемые. Тут все на высоком и современном уровне. Трассам же не хватает детализации: чаще всего они выглядят немного скудно, да и дальность прорисовки не самая высокая. Надо сказать, что PlayStation 4 уже с трудом справляется с игрой: когда на экране скапливается много машин, начинается притормаживание примерно до 40-45 fps. Особенно это чувствуется при включенных повреждениях.
Владельцы PS4 PRO, Xbox One X и современных PC получат гораздо более стабильную работу графического движка.
Очевидно, разработчикам пришлось пойти на компромиссы, чтобы визуальная часть не вытесняла многочисленные фичи симуляции. И все-таки, когда видишь, как машина проносится среди луж на трассе, кругом проливной дождь с сильным ветром, а капли стекают по стеклу или капоту – это выглядит очень и очень зрелищно.
Звуковые эффекты проработаны на славу: все машины звучат по-разному, их двигатели и трансмиссии складываются в симфонию с уникальным тембром. Разве что шины в игре на удивление тихие: эта составляющая, как и аэродинамические шумы, прорезается редко.
Напоследок хочется упомянуть, как много контента уместилось в {parent-9403}: тут огромный выбор машин в разных классах – целая пачка Porsche прилагается. Есть и мощнейшие прототипы разных эпох, есть легкие спорткупе, есть дорожные суперкары, есть оффроудные болиды для ралли-кросса. Фокус идет преимущественно на западные марки. По количеству трасс у {parent-9403} нет равных: целых 53 локации, и это не считая альтернативных маршрутов на каждой. Такое ощущение, что здесь собрали трассы со всех уголков мира! Джентельменский набор из Северной петли Нюрбургринга, Сильверстоуна и Спа дополнен экзотикой наподобие ледяного испытательного полигона Mercedes-Benz в Финляндии, Лазурного побережья и автострадой из Калифорнии. С таким набором ездить долго не надоедает, а многие из этих трасс мне встретились в играх впервые.
Как ни крути, {parent-9403} не избежать сравнений с более именитыми конкурентами в лице {parent-11494} и {parent-10717}. Здесь у нас совершенно четкая картина: первые две адресованы широкой аудитории игроков, которым просто хочется погоняться вечером в свое удовольствие, да полюбоваться графикой. Порог вхождения у них минимальный – некоторые даже запускают игру, просто чтобы снимать красивые машины в фоторежиме.
***
{parent-9403} – это полноценный гоночный симулятор, очень редкий на консолях гость. Дело даже не в том, что суровая физическая модель не прощает ошибок вождения – такие режимы у конкурентов тоже есть. Дело в том, что игра погружает в реалистичные условия гонки, где какие-либо срезки, агрессивные обгоны и прочие «читы» запрещены и караются судейскими штрафами. Это кардинальным образом меняет подход к каждой гонке, заставляя больше использовать тактику или хотя бы показывать достойное время на квалификации. В конечном итоге {parent-9403} потребует на освоение много времени. В зависимости от вашего опыта уйдут целые дни, недели и месяцы игры, пока вы научитесь уверенно стартовать на любом виде техники и показывать стабильно высокие результаты в разных гоночных дисциплинах. Для этого придется приложить недюжинные усилия, но и удовольствие от каждой победы будет многократно сильнее. Перефразируя крылатую фразу журналистов, «{parent-9403} – это {parent-9451} от мира гоночных игр», и в этом его сила и слабость одновременно. Игра получилась максимально хардкорной и не очень дружелюбной к широким массам. Финальный вердикт зависит от того, насколько серьезно настроен сам игрок: со слабыми нервами здесь делать нечего, а усидчивые гонщики смогут поднять свои скиллы на новую высоту и обкатать десятки новых трасс.