Времена меняются
Времена меняются. Меняются и требования ко всему, что нас окружает. Кому чего, а геймерам подавай прогрессивную графику и реалистичную физику, да так, чтобы все это чудо лагало как можно меньше, а лучше не лагало вообще. И если с последним аспектом в новой части из серии GTA дело обстоит не самым лучшим образом, то «графен» завезли, однозначно, что надо. Уверенным шагом наследницы ошеломляющих игр прошлого поколения Grand Theft Auto 4 вошла в мир игровой индустрии, снова загребла себе внушительную горсть игрового сообщества и заставила восторгаться самой собой. Ничего страшного нет в том, что по сравнению с последней игрой, здесь мы имеем заметно меньше фишек из числа тех, что уже были реализованы ранее. Много сил и ресурсов ушло для того, чтобы без лишних проблем, как для себя, так и для игроков «обкатать» свежий движок, найти все уязвимые места и, наверное, подготовиться к грандиозному проекту в будущем (хотя, что интрижничать, теперь мы знаем это точно). Время узнать очередную историю о бандитских разборках, больших деньгах и не меньших утратах.
Проблемный кузен
Каждый мечтает о лучшей жизни. Спокойной, с регулярной выплатой пособий, веселым времяпрепровождением и минимумом физического и умственного напряжения. Думаю, многие иммигранты из тех, кто направляется в Штаты, хотели бы так там обустроиться. Многие, но не Нико Беллик, предположительно серб по национальности, который пребывает в Либерти-Сити с тяжелым камнем на душе. Сюда его уже давно приглашал кузен Роман, рисуя в письмах беззаботную жизнь в облаках, с беспечными поездками на дорогих машинах и пышными ужинами в престижных заведениях. Но писать – не мешки ворочать. В самом деле, все обстоит, чуть ли не наоборот. Роман руководит скромной службой такси, живет в откровенной дыре в русском районе города (гуляя там, можно услышать знакомую до боли речь, что неимоверно отражает…) и вовсе не купается в деньгах. Даже личные отношения он не в состоянии построить, что сильно его огорчает. Но теперь он не один. Кузен Беллик рядом и уж точно не оставит родную кровинушку в трудной ситуации. Большая удача для Романа – нескончаемая головная боль для Нико.
Но наш герой привык к трудностям, закален во время боевых действий в его родной стране (название которой так и не озвучивалось напрямую) и знает цену родственным связям. Смирившись с положением, он берется понемногу помогать Роману в его деле, развозит клиентов, заводит новые знакомства. Но таланты Беллика не ограничиваются лишь умелым вождением машины с шашкой. Заметив это, некоторые из новообретенных «товарищей» предлагают заниматься вещами, где не мешало бы применение грубой физической силы. И выбора особого у Нико нет. Роман то и дело находит на свою голову (хотя тут напрашивается геометрально противоположная часть тела) приключения все большего размаха. Его тяга к азартным играм, сомнительным сделкам с крайне неприятными типами и просто бесшабашная легкомысленная натура не дают передохнуть и затягивают в неприятности как водоворот. Вовсе не так себе представлял Нико «Город Свободы», свободы в котором и духа нет. Есть много грязной работы, продажных служителей правопорядка, зарвавшихся криминальных авторитетов и постоянный риск потерять самое ценное, что есть у каждого человека – жизнь.
Оправданные жертвы
Как я уже писал ранее, что подняв графический уровень своей игры, разработчики почертвовали теми аспектами, которые в прошлом присутствовали в их продуктах. Так, например, можно забыть о тюнинге автомобилей, возможности изменить свои физические показатели, различных авто- и авиашколах, а так же о велосипедах. Хотя, вряд ли картина крутящего педали Нико Беллика вызвала у кого-нибудь умиление. Но жертвы вполне оправданные. Преобразившийся с момента появления в третьей части Либерти-Сити стал выглядеть как настоящий оживленный город, в котором повсюду кипят события разного содержания, плотными рядами жмутся десятки авто у светофоров, тротуары истоптаны сотнями пар ног прохожих, а сами территории стали куда более обширными и разнообразными. Любовь Rockstar’ов к мелочам всегда вызывала уважение, и вот в очередной раз она вылилась в кропотливый труд, благодаря которому прогуливаться по виртуальному городу абсолютно не наскучивает.
Серьезные изменения коснулись боевой системы. Теперь появилась возможность использовать местность в качестве укрытий и вести огонь с безопасных позиций. К тому же принцип рукопашного боя был доработан, введены специальные удары руками и ногами, а так же парирование атак со стороны противника. Огнестрельных стволов в нашем арсенале заметно меньше, но для успешного умертвления неприятелей вполне достаточно и того, что есть. Желаемые образцы всегда можно приобрести в оружейном магазине, правда, не сразу.
Что же касательно главной составляющей GTA – автотранспорта и все с ним связанного – то здесь также имеется важное нововведение. На смену гаражам пришли специально отведенные места для парковки возле жилищ главного героя. Физика и модель повреждений авто были переработаны, и конечный вариант вызвал неподдельное удивление, так все правдоподобно получилось. Вмятины на корпусе появляются там, куда непосредственно пришелся удар, и их глубина напрямую зависит от силы этого удара. Если прострелить автомобилю колесо, то он постепенно просядет, пока наружу со свистом будет вырываться воздух. Само поведение машин во время езды очень схоже с поведением в реальной жизни. Заносы, инертность, торможение – все доставляет удовольствие.
Главный герой разжился мобильным телефоном, который так же в значимой мере преобразил геймплей. Теперь связываться с нами игровые персонажи могут через него, собственно, как и мы с ними. Ничто не мешает звякнуть своему знакомому и пригласить его, скажем в боулинг или чего-нибудь перекусить. Выстраивание взаимоотношений стало далеко не последней особенностью GTA 4. Понравился вид молодой зелени в парке залитой полуденным солнцем? Доставай мобильный и фотографируй. Так же через мобильный открывается доступ к сетевой игре и видео редактору. Еще можно набрать 911, вызвать требуемую соц. службу, дождаться приезда, отобрать транспорт и приступить к подработке, на манер прошлых игр серии. Таксист, пожарник, мед. водитель и изредка полицейский – это все про нас. Вообще, помимо занятия сюжетными миссиями, здесь тоже всегда есть куда податься. Можно поучаствовать в уличных гонках, выполнить пару заданий от случайных прохожих, зарубиться в дартс или просто посмотреть телевизионные передачи в своей берлоге. Уединение иногда полезно.
Новая ступень?
Какие выводы можно сложить о GTA 4? Назвать ее следующей ступенью в развитии серии, закрывая глаза на небольшое «ущемление» в разнообразии и возможностях? Естественно, Уатсон! В плане геймплея я изначально рассматривал эту игру как испытательную площадку. Невооруженным глазом было видно, что технический потенциал вполне намеренно не был раскрыт на все сто, а обвинять разработчиков в лености глупо, особенно учитывая их заслуженную репутацию. Получив в свое распоряжение достаточное количество ресурсов после успешных продаж, парни могли засесть вплотную и делать теперь уже действительно игру – аналог реальной жизни. При этом они не поскупились на отличную сюжетную компанию, разнообразных персонажей и отлично проработанный мегаполис. В сетевую не играл, тут не повосторгаюсь, но тоже сомневаюсь, что там когда-либо было скучно.
Мои скромные оценки игре
- Атмосфера – 9/10
- Графика - 10/10
- Геймплей - 9/10
- Звуки - 10/10
- Сюжет – 9/10
- Общая оценка – 9/10