В отсутствие громких осенних эксклюзивов от Sony, спин-офф знаменитой JRPG остался в одиночестве против серьезных конкурентов. Тем не менее, на первый взгляд непритязательный проект от Square Enix с намеком на лавры {parent-9475}, оказался крепким орешком, стоящим нашего пристального внимания.
Действие истории разворачивается в знакомом всем фанатам серии мире под названием Алефгард. Небеса заволочены непроглядными тучами. Коварный Драгонлорд поработил некогда процветающие земли, наслав орды монстров, уничтожив города и замки, а главное – украв у людей способность к созиданию и творчеству. Но баланс сил всегда стремится к равновесию. Добрая богиня Рубисс воскрешает безымянного героя, известного как «Строитель», призванного восстановить почивающий в руинах мир.
Сюжетная линия раскрывается очень неспешно и поначалу многие диалоги между персонажами выглядят по-детски простыми, как будто игроку пересказывают материалы из начальной школы. Однако позже язык повествования становится более многослойным. Возникают противоречия, личные конфликты, персонажи задаются сложными жизненными вопросами из серии – «Является ли наращивание военной мощи сдерживающим фактором или наоборот провоцирует врага на агрессию?» и тому подобное. Как и подобает многим JRPG, за внешней инфантильностью скрывается множество интересных сюжетных подводных камней, для нахождения которых необходимо чутко следить за происходящими событиями, вчитываться в побочные разговоры и обращать внимание на неочевидные мелкие детали.
Перед самым началом игроку дается возможность выбрать пол главного героя и настроить внешность. По сути, это не более чем шутка, ведь кроме как перекрасить цвет кожи, глаз и волос нам больше ничего не удастся. Как только делаешь несколько шагов по игровому миру, сразу бросается в глаза отличительный стиль Builders, черпающий вдохновение у {parent-9475} и {parent-9981}. Окружающее пространство четко разделено на одинаковые по размеру кубики. И хотя такие объекты как трава, цветы, деревья и камни внешне выглядят отчасти реалистично, все они занимают определенное количество клеточек на игровой территории. Мир Алефгарда – это виртуальный конструктор, в котором каждая частичка интерактивна и может быть вынута из своего квадратного паза, а затем восстановлена игроком в любом другом месте локации. Например, собирая блоки земли, мы можем строить из них стены домов, или же использовать в качестве платформ или импровизированных лестниц, чтобы забираться на возвышения.
Игра заботливо обучает азам геймплея, а благодаря удобному управлению и отсутствию каких-либо проблем с камерой, уже через полчаса ощущаешь себя как рыба в воде. Игровой процесс предполагает строительство разрушенных городов. Изначально перед нами лежат унылые развалины или же и вовсе пустая земля. Поставив флаг в центре будущего поселения, мы начинаем привлекать жителей. В игре нет случайных юнитов – каждый персонаж обладает именем, характером, предпочтениями и набором квестов. Задания попадаются различного толка, но по большей части связаны с благоустройством будущего селения. На данном этапе происходит легкое смешение симулятора жизни и экономической стратегии. Мы вольны сами планировать расположение жилых комнат, кухни, мастерской, кузницы, оружейной, лабораторий и так далее, а также обставлять их интерьером по своему вкусу.
Процесс строительства реализован очень удобно, за мелкими исключениями. Например, по ходу прохождения попадаются случаи, когда требуется построить комнату или защитное сооружение по заранее готовому чертежу. Здесь могут возникнуть сложности со вставкой конкретного предмета в конкретную ячейку, в особенности, если предмет должен быть развернут в нужную сторону (крутить объекты вокруг своей оси нельзя).
Не стоит ожидать от Builders какой-то глубокой проработки менеджмента – все предельно просто. Чем больше мы насыщаем наше поселение необходимой для жизни утварью, тем выше становится общий уровень. У персонажей нет постоянных нужд, за которыми надо следить, а все требования связаны напрямую с квестами. Немного расстраивает тот факт, что границы нашего чудо-города жестко ограничены, и места для фантазии почти нет. Конечно, формально мы можем строить здания на любой точке карты, но необходимого для продвижения опыта за это не получим. Правда, стоит упомянуть, что для любителей спокойного строительства в Builders существует отдельный режим Terra Incognita, который также дает возможность делиться своими творениями с другими игроками.
Поболтав с вновь прибывшими односельчанами и получив ценные указания, мы отправляемся на поиски необходимых ресурсов – здесь игра переходит в стадию приключения на выживание. Пожалуй, это одновременно и самая интересная, и самая тягучая часть игры, которая может отпугнуть многих игроков. Полезные ископаемые, земля, травы, дрова, камень, мех и прочие ресурсы надо добывать самостоятельно, исследуя карту и долбя молотками и топорами все, что попадается на пути. Правила жанра в данном случае диктуют свои условия и весь вопрос в том – доставляет ли вам удовольствие подобное времяпрепровождение. И хотя заставлять «гриндить» ресурсы часами никто не будет, иногда приходится отправляться в «лишнюю» вылазку, чтобы, например, добыть нужную руду для создания взрывчатки, которой в итоге надо будет взорвать более прочные блоки для получения другой руды, необходимой для создания защитного щита, требуемого по сюжету.
Смена времени суток и параметр «голода» накладывают на путешествия по диким краям свой отпечаток. С наступлением темноты монстры становятся более агрессивными, активно мешая собирать нужные предметы. В связи с этим желательно планировать дальние вылазки на рассвете, заранее проверяя изношенность орудий труда, запасаясь едой и всегда держа в уме возможность постройки какого-нибудь ночлега вдали от города, что получается гораздо выгоднее, чем возвращаться туда-сюда по несколько раз. Зачастую сюжетные квесты вынуждают отдаляться от дома на приличное расстояние, да еще и в конце пути может попасться особенно толстый враг или того обиднее – сломается молоток и не получится достать нужный минерал. Не сказать, что игра предлагает какую-то серьезную сложность, но если пренебрегать подготовкой и расчетом, то можно потратить лишние полчаса без должного результата.
Исследование мира, персонажи и разнообразные квесты в Builders откровенно радуют. В каждой новой главе мы попадаем в уникальные локации, со своими подвохами и законами выживания. Так, в окрестностях Ремулдара практически все затоплено ядовитой жижей, и игроку придется строить мосты для того, чтобы попасть на противоположные берега или острова. Поручения же могут варьироваться от нахождения нужных предметов и рецептов до поиска персонажей (каждый со своим букетом заданий), сооружения уникальных зданий, вроде лечебницы для зараженных ядом людей, мини-игр про ловлю рыбы, охоты на редких монстров и так далее.
Каждая глава посвящена истории одного поселения, его жителей, и в конце всегда заканчивается раскрытием некой сокровенной тайны и битвой с боссом. Важно отметить, что файлы сохранения для каждого города свои и при переходе к следующей части сюжета главный герой теряет все найденные ресурсы и экипировку. Остаются лишь рецепты, чертежи и личный опыт самого игрока.
Визуальное и звуковое оформление не вызывают практически никаких нареканий, кроме как, возможно, скудного набора музыкальных композиций, хотя сами по себе они оставляют только приятные эмоции. С технической точки зрения Builders не является передовым проектом, что объяснимо наличием игры не только на PS4, но и на PS3 и PS Vita. С другой стороны, яркий фирменный дизайн серии вместе с отличными моделями персонажей и монстров практически полностью нивелируют недостаток вау-эффектов.
***
Dragon Quest: Builders - это занимательная смесь из приключения, японской ролевой игры, гриндилки ресурсов, симулятора жизни и экономической стратегии в обрамлении классической стилистики от Акиры Ториямы. Игре не хватает лишь небольшой изюминки и она не претендует на звание дорогого блокбастера, но может увлечь на долгие и очень приятные часы игрового процесса.