Традиционные jRPG на домашних системах переживают не лучшие времена, особенно на фоне западных ориентиров. Втройне удивительно, что факел надежды продолжает гореть в руках небольших студий, которые не просто поддерживают огонь в очаге, но и пытаются сделать его ярче за счет собственных идей. Миры Atelier развиваются с ежегодным упорством, оставаясь где-то за пределами радара игровой прессы. Даже наша редакция на протяжении многих лет считала Atelier нишевой серией игр для девочек, где аниме-героини учат своих поклонниц варить 1001 рецепт волшебного супа. Печально, что эти предрассудки не позволили нам познакомиться с этой необычной вселенной раньше.
{parent-13850} – это третья игра из цикла Dusk Sea, предлагающая развитие мира через персональные трагедии двух главных персонажей. Судьбы юных алхимиков Шаллистеры и Шалотты с одним уменьшительным именем Шалли пересекаются в небольшом городке Стеллард, которому суждено стать центром развития истории. Дочь вождя Шаллистера пытается спасти свою деревню от гибели. Феномен, известный как {parent-13851}, постепенно вытягивает всю влагу, осушая источники воды, и если не выяснить причину зла, то скоро весь мир превратится в раскаленную пустыню, населенную монстрами. В результате нападения песчаного дракона, кораблю Шаллистеры приходится совершить экстренную посадку в Стелларде. Здесь же Шалотта, единственная дочь когда-то успешного алхимика, вынуждена зарабатывать деньги мелкими подработками, мечтая об освоении тайн магии. Но и ее городу грозит высыхание и смерть, так что по воле судьбы две Шалли объединяют силы для спасения мира.
После ознакомительного пролога, игрокам предлагается выбрать одну из двух Шалли в качестве главной героини. Первые пять глав из десяти вы будете играть за выбранного персонажа, выполнять персональные задания, общаться с уникальными героями и развивать свой собственный отряд. И хотя исследования мира за каждую из Шалли идентичны, диалоги, сюжетные выборы и другие нюансы настаивают на повторном прохождении игры за другого персонажа.
Все события в мире {parent-13850} разделены на важные активности. Выполняя сюжетные задания и общаясь с персонажами, вы добираетесь до момента, когда для перехода к следующей главе вам нужны специальные очки опыта. Вы можете получить их за исследование мира, сбор трав и минералов, уничтожение специальных монстров, выполнение заданий гильдии или алхимические эксперименты. Последние являются одной из главных отличительных особенностей игры.
Алхимия в Atelier Shallie - это сбор и перемешивание ингредиентов в волшебном котле. Иногда процесс создания какого-нибудь артефакта требует отдельного приготовления специальных компонентов, так что варка может существенно затянуться. Ролевая система предполагает прокачку алхимических навыков по мере изготовления рецептов и открытие специальных способностей, которые влияют на качество, характеристики и количество изготавливаемого предмета. Например, для создания лечебного зелья вы должны соединить жидкость, которая имеет разный уровень качества, травы и порошки. Во время соединения вы можете добавлять предмету элементные эффекты, усилители, перки, повышающие цену предмета. Правильно выстроенная цепочка элементов дает мультипликаторы, которые усиливают специальные эффекты конечного предмета.
Сами эффекты достигаются не только в процессе варки, но и могут передаваться от оригинальных компонентов. То есть, если вы создаете пальмовую доску, и катализатор, который используется в процессе соединения, имеет плюс к здоровью или магии, то доска получится с этими бонусами. Многократные соединения и эксперименты с усилителями позволяют вам из обычных кожаных перчаток сделать могучий артефакт, который будет превосходить по силе и возможностям даже стоящие на несколько уровней выше металлические рукавицы. Специальные предметы, вроде оружия и брони, можно собирать в кузнице все из тех же предварительных алхимических компонентов. Здесь система ковки и сборки отличается от алхимии только сложностью создаваемых объектов.
Часть компонентов для алхимии вы можете купить у торговцев, но все же больший упор сделан на самостоятельный сбор. Вне города на глобальной карте мира вы исследуете новые зоны, изучаете растущие здесь травы и расположенные минералы, а также получаете полную выкладку по бестиарию, после уничтожения всех противников. Зачищенные зоны можно и нужно посещать бесконечное количество раз – враги и компоненты здесь восстанавливаются. Кроме того, содержание таких зон отображается на глобальной карте, так что в случае необходимости вам не придется искать определенного монстра или растение.
Отдельные задания подсвечиваются специально, так что вам просто нужно отправиться в любую зону на выбор и уничтожить определенный вид монстра или собрать важный предмет. В {parent-13850} вообще очень удобно сделана система учета и взаимодействия. В магазине вы всегда видите характеристики объекта, в мастерской можно улучшать предметы не снимания их с персонажей, а прогнозируемый результат сравнить с уже существующими объектами.
Уровень сложности игры можно менять в любой момент, а все задания и даже помощь с их выполнением доступны по одной кнопке. Кроме того, завершенные миссий и побочные действия, вроде прыжков и уничтожения бочек, влияют на боевую прокачку персонажа, прибавляя бонусного опыта и новые боевые уровни. Дружественность к игроку – это один из очень важных компонентов игрового процесса, о котором так часто забывают многие японские студии. При этом игроки не должны расслабляться – в обычных диалогах нередко кроется подсказка к выходу на секретный уровень или специальное задание, которое нигде не учитывается. Например, пропустив эвент, вы никогда не узнаете секретную формулу для проникновения в заколдованный лабиринт и не сможете сварить важное зелье. Ваша активность на глобальной карте напрямую влияет на исчезновение или появление монстров, а также стоимость или наличие товаров в магазинах. Истребление одного вида противника может спровоцировать изменение экосистемы, а магазины просто потеряют добываемый из этих врагов материал.
Боевая система {parent-13850} куда сложнее, чем она кажется. Если на ранних этапах вам доступны обычные атаки и специальные магические комбинации, то по достижению 40 уровня, вы откроете для себя ультимативные удары уникальные для каждого из персонажей, способные разбить даже босса. В свою очередь {parent-13852}, накапливаемый по ходу битвы, на несколько ходов делают вашу команду в разы сильнее.
Кроме того, во второй половине игры вы получите временные карты, которые позволяют вам комбинировать магические способности членов вашего отряда, поднимая различные типы характеристик на несколько ходов. С появлением второй группы героев вы получаете возможность выстраивать цепочки ударов, которые превращаются в кросс комбо, когда один герой усиливает магию и удары другого, нанося безостановочный урон врагу. Вторая группа героев может использоваться для блокировки внезапных атак, что в сочетании с атакой дает вам существенное преимущество.
Графически {parent-13850} работает на пределах PS3, предлагая не только детально проработанных героинь, но и красивые световые эффекты, реалистичные тени и множество мелких деталей, вроде инкрустаций метлы или металлического отблеска сапожек.
Музыкальное сопровождение включает в себя все: от классических переливов до стандартного J-Rock и J-Pop. Игроки могут изменить музыку на свое усмотрение, выбрав нужную из сотни треков.
Подача героев держится традиций аниме с вполне обычным набором фетишей для мира девочек-волшебниц. Акцентирование внимания на внешних атрибутах, вроде хвостиков, ушек, готичных нарядов, ярких платьев, и полного набора характеров - от жизнерадостной героини до молчаливой куклы. Держа себя в рамках жанра, {parent-13850} отлично передает конфликт, смешивая подростковые проблемы, личную трагедию героинь и судьбы мира. Учитывая стилистику, выглядят эти попытки убедительно. Конец истории хоть и выполнен хорошо, но не дает того же уровня эмоций, что и Tales of Xillia.
***
{parent-13850} – на удивление проработанная игра с интересной и очень комплексной алхимической системой, продвинутой боевой механикой и хорошим сюжетом, где даже побочные задания и странные диалоги формируют атмосферу волшебной сказки. Единственное, что действительно портит впечатление, – это постоянный сбор ресурсов для алхимии и монотонное выполнение однотипных заданий для продвижения по сюжету.