За год до выпуска величайших Sonic the Hedgehog 3 и Sonic & Knuckles на приставке Sega Mega-CD была выпущена эксклюзивная игра Sonic the hedgehog CD. Для практически мертворождённой консоли, которая позиционировалась как приставка к приставке (серьёзно, кому захочется покупать приставку ради того, чтобы поиграть в другую приставку?) эта игра была, пожалуй, единственным светлым пятном в тёмном царстве. SEGA обошлась со своей железной новинкой предательски грубо - за весь её жизненный цикл игр было выпущено до обидного мало. Сейчас, спустя годы, уже, к счастью, нет необходимости откапывать данный агрегат на просторах барахолок - через три года Sonic CD получила отличный порт на ПК, а затем заглянула и в цифровые магазины XBOX360 и Playstation 3 с мобильными ОС. Разработка этого ответвления началась сразу после релиза первой части в 1991 году и возглавлялась лично Наото Ошимой, кровным отцом Соника. Если помните, я упоминал в прошлых обзорах, что при создании прямого сиквела к приключениям синего ежа долгое время в офисе витала навязчивая идея отправить Соника в путешествие во времени. Тогда от этой идеи пришлось отказаться, слишком уж она была сложной для воплощения, да и шла вразрез с общей концепцией. Но в то время, как американская команда занималась разработкой Sonic the hedgehog 2, японское отделение решило попробовать свои силы в ответвлении. В итоге мы получили, пожалуй, самое интригующее и необычное путешествие Соника девяностых. Игра была несомненно единственным поводом купить Sega Mega-CD. Впрочем, о чём разговор, если по данным ресурса GameRankings средняя оценка версии для вышеназванной приставки составляет 100/100! К сожалению, коммерческий успех не соответствовал духовному. Основную роль в этом, конечно, сыграла непопулярность приставки. Критики же наперебой хвалили выдающуюся графику, игровой процесс и новаторскую концепцию путешествий во времени, однако, переживали, что простым игрокам будет довольно сложно в неё вникнуть. Были и сдержанные отзывы, ругавшие неудачное управление, запутанный дизайн уровней с кучей ненужных деталей, да и путешествия во времени некоторым показались здесь лишними. Многим не хватило скорости в бонусных этапах. Кого же слушать? Давайте разберёмся в ситуации.
Сюжет
Игра начинается с прекрасного вступительного ролика, выполненного в технике настоящей рисованной анимации. Под бодрую и энергичную песню "Sonic Boom" (ни в коем случае не путать с одноимённой игрой!) по склонам и равнинам на всех парах несётся наш синий герой. Нам показываются быструю нарезку, как он прыгает по уступам, отталкивается от скалы и проносится на сверхзвуковой скорости по воде. Наконец, взобравшись по падающим камням (да, ёжик действительно успел оттолкнуться от них за миллисекунды пока они падали на землю) на самую высокую точку, он обнаруживает гигантские железные цепи, ведущие к большому шару, зависшему в небе. Ролик заканчивается тем, что Соник принимает решение и бежит по этой цепи прямо к механизированной планете. Надо отдать должное постановщику - эпичность происходящего просто зашкаливает. Я уж не говорю о том, что Sonic CD и по сей день является единственной игрой серии, где заставки выполнены в стиле рисованного мультфильма. Конечно, выбранная стилистика слишком разнится с непосредственно игрой, но при просмотре роликов всё равно в горле поднимается ком от всепоглощающего восторга. Не обошлось и без новоприбывших персонажей. В частности, Sonic CD является дебютом одного неотъемлемого в будущем персонажа серии, ежихи Эми Роуз. Созданная, видимо, под впечатлением от классических мультфильмов Уолта Диснея, она напоминает подружку Микки Мауса. К сожалению, роль розовой ежихи в юбке в этой игре сводится к минимуму. Как вы наверное уже догадались, Эми влюбляется в бравого храбреца Соника, но её внезапно похищает робот доктора Роботника, выглядящий как точная копия главного героя, только металлический. Собственно, Эми является просто поводом для ненависти Соника к творениям злого гения и мотивацией двигаться дальше. Это решение кажется избыточным, ведь у Соника и без того всегда был конфликт - спасать мир гораздо веселее, чем какую-то бедовую девчонку. Ну, так или иначе, герой должен оставаться героем, поэтому Соник отправляется на спасение ежихи.
Есть ощущение, что авторы тем самым хотели привлечь женскую аудиторию. Что ж, не знаю как в девяностые, а десятилетие спустя ёжик сделал своё дело и собрал вокруг себя не один миллион поклонниц.
Геймплей
Ядро геймплея остаётся тем же, что и во всех классических играх серии. Ёжик расправляется со своими недругами двумя атаками. Во-первых, он может скручиваться в колючий клубок в прыжке и настучать как следует роботу по голове, дабы выбить механическую дурь. При этом робот издаёт характерный лопающийся звук и распадается на болты да гайки, а из его недр выпрыгивает спасённая зверушка. Во-вторых, ёж может припасть к земле, свернуться в клубок, как следует разогнаться и наподдать неприятелю сбоку. На разных уровнях встречаются разные виды противников и к каждому нужна своя тактика действий. Несмотря на вроде бы слишком ограниченную боевую механику, Sonic CD играется крайне весело и не успевает надоесть до самых титров. Одни враги, допустим, хорошо защищены сбоку, и если вы попробуете атаковать их сбоку, наткнётесь на какие-нибудь колючки. А некоторые другие роботы наоборот, отлично защищены сверху, но совершенно беспомощны к атакам с суши. Встречаются, правда, и такие ребята, которые окружены колючками со всех сторон. Как только они увидят вас, они пустят их в ход, подобно самонаводящимся ракетам. В таких случаях остаётся только уворачиваться и выжидать, пока те облысеют, а затем запрыгать их до смерти.
Кольца по-прежнему играют роль здоровья и благосостояния Соника. Пока у вас есть хотя бы одно кольцо в запасе, вам не стоит волноваться за свою жизнь. Правда, любое неудачное столкновение с роботом заставит Соника растерять все свои кольца, сколько бы у него их не находилось. Если вы обладаете хорошей ловкостью, то можете успеть собрать кольцо обратно, пока оно не укатилось слишком далеко. Терять одно кольцо не так уж и обидно, но когда вы прошли почти весь уровень, набрав пару сотен золотых и умудрились ни разу не дать промаху, а потом внезапно наткнулись на мелкого негодяя - вот это заставит вас злобно скривить рожу. Тем более, что по завершении каждого уровня традиционно возникает окошко со статистикой, где считается время, за которое вы прошли уровень, количество убитых врагов и, собственно, кольца. Но не все кольца, которые вы собрали на протяжении уровня, а те, которые смогли доставить до финишной черты. В зависимости от того, сколько очков вы набрали, вам даётся дополнительная жизнь. Игра всячески поощряет скоростное прохождение, поэтому чем раньше вы придёте к финишу, тем лучше. Но будьте осторожны, ёжик может разогнаться так быстро, что вы попросту не будете успевать понять, что перед вами происходит, и рискуете нарваться на препятствие. В игре семь зон, каждая поделена на три акта, прям как в первой части. В конце каждой зоны вы неизменно встретитесь с боссом. Каждый босс - это один и тот же доктор Роботник, только с разными хитроумными машинами. Машины, надо признать, довольно сильно отличаются друг от друга, по крайней мере любопытнее, чем в первой части. К каждому нужно подобрать ключ, свою тактику боя. С одним, например, вообще не нужно будет драться, а нужно будет догнать и накостылять. А с другим наоборот нужно будет сразиться в гонке. Есть, правда, ощущение, что боссы стали сильно легче, чем в предыдущих играх, но, вполне возможно, это просто я вырос (в Sonic CD я поиграл сильно позже остальных релизов). Так или иначе, боссы являются приятным дополнением к игровому процессу и сильно не напрягают.
Ну да ладно. Пора поговорить о главной особенности игры. На первый взгляд кажущаяся типичной игра, раскрывает второе дно, когда вы осознаёте, что можете путешествовать во времени. У каждой из семи зон есть несколько альтернативных вариантов: прошлое с доисторическим уклоном; настоящее; мрачное будущее, где доктор Роботник настолько загрязнил атмосферу, что даже его собственные роботы передвигаются с трудом; и счастливое будущее, где злодей повержен, а трава всё также зелена. Переместиться во времени можно проходя через специальные контрольные точки, запрятанные на некоторых секциях уровня. Впрочем, счастливое будущее просто так не заполучить. Для начала вам придётся собрать семь камней времени (местные аналоги изумрудов Хаоса). Зарабатываются эти камни через специальные этапы, на которые вы сможете попасть, если донесёте до финиша хотя бы полсотни золотых колец. В этом случае рядом с Соником активируется портал, в который он может впрыгнуть. Специальные этапы выполнены в псевдо-объёмном стиле и выглядят очень психоделическими. Наш герой попадает на какой-то отшиб, где в небе близко видно планеты, а над головой проносятся неопознанные летающие объекты. Задача Соника состоит в том, чтобы за отведённый промежуток времени уничтожить шесть летающих тарелок. За каждую разбитую тарелку даётся какой-нибудь бонус, от призовых колец до внезапного ускорения. Когда на счётчике остаётся двадцать секунд, на горизонте появляется особая тарелка синего цвета, сбивая которую, ёжик добавляет к тикающему таймеру полминуты дополнительного времени. На вашем пути, естественно, будут встречаться разные препятствия в виде шипов или воды (наш храбрец боится воды, поэтому за попадание на неё со счёта снимается несколько штрафных секунд). Как-то так.
Есть ещё один нетривиальный способ остановить влияние Роботника в будущем - забраться в прошлое каждой конкретной зоны и уничтожить там телепорт, плодящий вражеских роботов. И если вначале это кажется проще пареной репы, то на последних уровнях отыскать агрегат становится почти нереально - настолько они запутаны.
Никуда не делись и такие типичные для серии элементы, как мониторы с изображением какого-нибудь бонуса. Они хаотично разбросаны по уровню и активируются только тогда, когда Соник разбивает их с наскоку. Бонусы могут быть самыми разными, от десятка призовых колец до временной неуязвимости. Когда вы активируете неуязвимость игра запускает характерный проигрыш, повторяющийся в более быстром темпе основную тему, а ёжик становится невосприимчив к любым вражеским атакам. По сути, единственное, что может убить вас в такие моменты - это падение в пропасть. Скорость и манёвренность ежа тоже временно увеличиваются. А вот если вдруг вы увидите в мониторе изображение доктора Роботника, перекреститесь и валите в другую сторону, ведь случайное его разбитие сравнимо с падением на шипы.
Помимо основной кампании игра предлагает режим гонки на время. Тут, думаю, объяснять ничего не нужно - его смысл состоит исключительно в том, чтобы похвалиться, как быстро вы можете пройти тот или иной уровень.
Графика в Sonic CD изумительна. Она выжимает все соки из новой приставки, заставляя отвисать челюсть даже у самых зажравшихся поклонников. Игровой процесс донельзя динамичен, от телевизора буквально веет ветром, когда вы включаете игру. Дизайн уровней очень разносторонний и явно заставит вас пройти детище SEGA не один раз. Дело в том, что один и тот же уровень в прошлом, настоящем и будущем различается не только визуально, но и построен иными способами. Некоторые секции Palmtree Panic настоящего отсутствуют в будущем, а вместо них присутствуют другие - и это логично. Представьте, что вы вдруг переместились в Москву шестнадцатого века. Вряд ли вы найдёте все современные улочки на карте, и уж точно не сможете зайти в подземное метро. Ландшафт изменяется со временем, как в жизни, так и в Sonic CD. Приятно, что авторы учитывают подобные детали.
В качестве вишенки на торте, отмечу, что в переиздании 2011 года добавили возможность играть за лисёнка Тейлза, поскольку в изначальной версии его не было (напомню, игра создавалась до выхода Sonic the hedgehog 2, где дебютировал закадычный ежиный друг). Управление за него не отличается от других классических игр - двухвостое млекопитающее использует свои хвосты как пропеллеры и с лёгкостью взмывает в воздух. Правда, через несколько секунд устаёт и снижается обратно, но это всё равно даёт взглянуть на игровой процесс Sonic CD по-новому.
Музыка и звук
У Sonic CD богатая история относительно музыки. Дело в том, что в Североамериканском и Японском релизе саундтреки отличаются чуть более, чем полностью. Композиторам пришлось создавать множество вариаций одной и той же темы для каждой зоны и временного отрезка, причём так, чтобы музыка передавала настроение и драматизм ситуации. Тема прошлого должна была отдавать некими доисторическими мотивами, а тема мрачного будущего звучать в техногенных оттенках. Как мне кажется, и те и другие авторы замечательно справились с поставленной задачей и явили миру один из лучших саундтреков всех времён и народов. Особо стоит отметить вступительную песню "Sonic Boom", записанную специально для североамериканской версии. Она как нельзя лучше подходит такому резвому и беззаботному персонажу как Соник. Отличный мотив, запоминающиеся слова и бесконечная энергия - что ещё нужно от хорошей песни? Примечательно, что до 2011 года официального саундтрека Sonic CD вообще не существовало. Что касается звука, на моей памяти это первая игра, где персонажи серии заговорили. Соник радостно восклицает "Yes!" когда получает дополнительную жизнь или роняет какую-то колкую фразу, если им долго не управлять. А если вы растеряли все жизни и докатились до экрана с окончанием игры, то сможете услышать на заднем плане зловещий хохот. Эми, схватывая Соника, хихикает, а когда её похищает злой металлический двойник синего ежа кричит. Конечно, в репертуаре персонажей всего-то пара коротких фраз, да десяток звуков, но тем не менее, для технологий того времени это был большой и качественный скачок в будущее. Остальные звуки вроде разбивания мониторов, собирания колец или лопающихся роботов звучат убедительно и ухо не режут, а также помогают лучше проникнуться атмосферой окружения.
Послесловие
Sonic CD - та самая игра, ради которой не жалко купить консоль. И хотя продажи Sega Mega-CD, для она была эксклюзивом были примерно на уровне плинтуса, уверен, без этого козыря к её сторону вообще бы никто не посмотрел. Похоже, ребята из Sonic Team продали душу дьяволу и поймали свою золотую антилопу - ближе к середине девяностых почти все разработанные игры про синего ежа имели колоссальный успех. И дело не просто в популярности жанра и раскрученном бренде - они действительно отличались небывалым качеством и ручной выделкой. Каждая новая выходящая часть являлась откровением и задавала тренд для всего мира. Люди ждали очередных приключений Соника, будто манны небесной.
Удивительная концепция с перемещением во времени делала игру о еже одной из самых уникальных. Благодаря ей в детище Sonic Team можно было переигрывать бесконечно, стирая пальцы в кровь и прожигая джойстики. Новый персонаж в лице Эми Роуз может и не был раскрыт должным образом, зато положил начало отношениям во вселенной Соника. Игры стали привлекать не только парней и мужчин, но и женскую аудиторию. Вкупе с великолепной графикой, потрясающим саундтреком, вылощенным дизайном, неотразимыми видео вставками и выдающейся анимации Sonic CD - пожалуй, лучшее приключение 1993 года.
ИТОГО:
- Графика: 10/10
- Геймплей: 10/10
- Музыка: 10/10
- Звук: 10/10
ВЕРДИКТ: 10