Здравствуйте, дорогие друзья. Пришла осень и, хотя на улице становится холодна, в мире игровой индустрии стоит жара. Один за другим происходят громкие долгожданные релизы, поэтому в такое время неудивительно пропустить какую-то игру, у которой был слабый маркетинг. И, к сожалению, такой игрой может оказаться более чем отличный проект, каким например и оказался Endless Legend, о котором и пойдет речь в этом обзоре. Я наткнулся на игру совершенно случайно и, т.к. она относится к любимому мной жанру глобальных пошаговых стратегий, решил попробовать, хотя ничего выдающегося от игры и не ждал и, как оказалось, зря. Игра меня затянула с первых минут, и я постараюсь объяснить почему. Сперва я отмечу, что в данном жанре сложно уйти от сравнений с его основоположником - игрой Civilization, и данная игра не является исключением, но при этом сам по себе проект выглядит свежим и не без своих особенностей, поэтому лично мне она очень понравилась. А теперь приступим.
Сказочные войны
События развиваются в вымышленном мире под названием Аурига, где столкнулись интересы нескольких фракций (на момент написания обзора их было 9, причем между 2мя из них разницы обнаружено не было). Причины конфликта в своём виденьи будущего Ауриги, которое слишом различается с мнением остальных. В этом мире все расы (кроме двух идентичных) сильно отличаются в игровом плане, поэтому им я уделю особое внимание, но чуть позже. А пока о самом главном: что же из себя представляет Бесконечная Легенда?
Как я уже говорил, проект относится к жанру глобальных пошаговых стратегий. Это значит, что игроку доступен огромный мир, на котором разворачивается игровая партия, а игровой процесс происходит в пошаговом режиме, когда игроки ходят по очереди. В свой ход игрок может передвигать войска, в зависимости от их скорости передвижения, управлять своими городами и территорией, вести дипломатические переговоры с другими игроками, выбирать исследования, вести глобальное управление своим народом, управлять торговлей и применять магию. Кроме того каждый ход происходит начисление всех доступных видов ресурсов. На данный момент всё выглядит строго в рамках жанра. Теперь хотелось бы сосредоточиться на нюансах.
Мир
Аурига представляет случайно генерируемую вымышленную планету. До начала игры мы задаем параметры мира: размер, тип (например, можно сделать пангею, архипелаги, континенты), а также количество воды, гор, температуру и множество других параметров, которые повлияют на то, как наша карта будет выглядеть. Весь мир состоит из шестиугольных клеток и поделен на области. В каждой области можно построить только 1 город, и тот, кто это сделает, присваивает себе данную область, включая границы, ресурсы и местных жителей, именуемых в игре малыми фракциями. Это значит, что количество городов в этом мире ограничено достаточно сильно.
Экономика
Ключевыми ресурсами в игре являются: прах (по большому счёту местный аналог денег), пища, производство, наука и очки государственного влияния. Каждый из этих ресурсов крайне важен, потому что отвечает за многие стороны развития нашей фракции. Добываются эти ресурсы в основном городами. Во-первых, каждая клетка подчиненная городом, имеет свой базовый доход, приносящий городу прибыль. Во-вторых, города населяют жители, число которых растет за счёт добычи пищи. Жителей можно назначать на добычу того или иного ресурса по своему усмотрению. В-третьих, добычу ресурсов улучшают различные здания, которые игрок может построить по мере развития городов. Кроме того, здесь имеются иные виды ресурсов, которые делятся на стратегические и редкие. Эти ресурсы добываются из месторождений, разбросанных по карте, причем их надо либо включить в черту города, либо построить на них специальное здание. При этом ресурс должен находиться в области подконтрольной игроку. Стратегические ресурсы используются в основном для строительства войск. А вот редкие ресурсы гораздо интереснее. Каждый вид ресурсов позволяет активировать различные временные бонусы, которые влияют на всё наше государство, для этого необходимо потратить определенное количество данного ресурса, которое зависит от количества наших городов. Ну и конечно же эти ресурсы участвуют в торговле, которая являетсяважным элементом экономики, позволяя оказывать экономическое давление на своих соседей.
Войны
Там где имеются богатые земли, там конечно есть и войны за эти земли. Для войн у нас используются армии, состоящие из определенного количества бойцов, которых мы в них набираем (это количество со временем будет увеличиваться). Кроме того, в одной битве можно использовать несколько армий, правда остальные будут считаться подкреплениями и подаваться порциями каждый ход. Битвы как и вся игра происходят в пошаговом режиме, где порядок ходов определяется инициативой бойца. Кроме инициативы у каждого отряда есть показатели атаки, защиты, скорости, здоровья и урона, а кроме того огромное количество различных бонусов, часть из которых зависят от фракции, часть от типа юнита, а часть от аммуниции, которую мы оденем на нашего бойца. Это конечно не уникальная идея, но этот элемент в игре мне очень понравился. Чем плодить огромное количество видов бойцов в Легенде поступили иначе - у каждой фракции имеется 3 различных шаблона войск, у которых имеется ряд слотов под аммуницию (оружие, шлем, броня, щит, ботинки и аксессуары), которые игрок может самостоятельно выбирать. Ну и не в последнюю очередь на кастомизацию влияет опыт наших бойцов, со временем они получают уровни и все их параметры растут. Вначале нам доступно малое количество предметов, другие открываются по мере изучения технологий. Принципиально войска различаются на 5 родов войск: пехота, стрелки, кавалерия, летающие и поддержка. Т.к. у каждой фракции имеется только 3 шаблона, значит не может быть охвачены все виды войск. Казалось бы, какой может быть в такой ситуации баланс? А он есть, благодаря упомянутым мною малым фракциям, которые можно подчинить и получить их бойцов в своё распоряжение.
Фракции
Теперь пришла пора разобраться в нюансах больших и малых фракций. У всех фракций имеется своя особенность, которая делает игру за них уникальной, а так же набор стартовых технологий, уникальные юниты, технологии и различные свойства. Как было сказано ранее в игре есть 8 фракций (точнее 9, но 2 идентичные):
- Дикие ходоки (Wild Walkers) - раса, добившаяся удивительного единения с природой, получая тем самым бонусы в лесу и на своей территории.
- Хранители (Vaulters) - древнейшая раса, с историей опутанной мраком (намек на то, что эта раса остатки звездной цивилизации, корабль которой потерпел крушение над Ауригой). Их особенность в том, что они могут выбрать один из стратегических ресурсов священным, получая тем самым множество различных бонусов в зависимости от выбора. В целом выбор ресурса существенно влияет на их игру.
- Лорды Праха (Broken Lords) - цивилизация духов, не имеющих тела, облаченные в пустые доспехи. У них отличительной особенностью является отсутствие пищи и её добычи. Эту функцию исполняет прах (деньги), добыча которого у них повышена.
- Некрофаги (Necrophages) - цивилизация разумных трупоядных насекомых, движимых голодом. На мой взгляд самая интересная фракция. Они рассматривают всех остальных не как участников дипломатической борьбы, а как звено пищевой цепочки. Не могут заключать союзы и альянсы, вести серьёзный дипломатический диалог, потому что «с едой не разговаривают». У них снижена добыча пищи, но компенсируется это ростом городов и добычей пищи в боях (они после боя собирают трупы, которые могут превратить в еду).
- Неистовые Маги (Ardent Mages) - как понятно из названия раса, которая превратила свою боль в силу магии. Особенностью является само собой усиленная, по сравнению с другими, магия, более разнообразные заклинания и особые здания. Магия в игре имеет только глобальный компонент, позволяя воздействовать на вражеских и свои бойцов для усиления или ослабления (существенного).
- Кочевые кланы (Roving Clans) - умелые торговцы, живущие в пути. Могут перемещать свои города, получают бонусы от всех торговых сделок, обладают мощнейшим правом эмбарго, не могут объявлять войн. Самые быстрые юниты.
- Драккены (Drakken) - древняя раса произошедшая от драконов. Самые умелые дипломаты, имеют возможность принуждать другие нации к миру, более хорошее государственное управление.
- Культисты (Cultists) - последователи культа Вечного Конца. Не могут строить и захватывать города, но усилена столица. Могут отнимать усмиренные племена у других игроков и получать их бонусы.
К слову о племенах (малых фракциях). На каждой карте имеется множество малых народов. Обычно они состоят из трех деревень разбросанных по одной или нескольким областям. Изначально все они настроены враждебно и периодически отправляют свободные отряды с целью грабежей и атак. Усмирить их можно двумя способами - выполнить простенькое задание этой фракции или просто разрушив деревню. В первом случае все деревни фракции на вашей территории станут помогать вам, отдав одного жителя в город (в случае разрушении перейдут только разбитые деревни и только после того как их отстроишь). Если усмирены все деревни фракции на территории игрока, то можно ассимилировать эту фракцию за очки государственного влияния. Это даст уникальный для каждого племени бонус государству и позволит производить бойцов этого народа. Количество ячеек ассимилирования конечно же ограничено.
Дипломатия
Последней стороной игрой о которой я хочу поговорить станет взаимоотношения между фракциями. Тут они достаточно интересно сделаны. На любые договора тратятся всё те же очки государственного влияния, что делает их крайне ценным ресурсом. Объявить войну, закрыть границы, подписать соглашение - всё имеет свою цену. Даже мир заключить после кровопролитных войн выльется в копеечку. А чтоб влиять на цену мы можем пользоваться лестью или угрозами, которые увеличат или уменьшат цены нужных нам действий.
Будем готовиться к земле
Как бонус, хочу упомянуть что периодически в игре наступает зима, принося с собой тяготы жизни, снижая производство пищи, замедляя передвижения и влияя на различные сезонные эффекты от зданий и фракций. Поэтому зима в Легендах очень сурова и её стоит учитывать при планировании развития.
Оформление
Игра очень красива. Хорошая графика, красный ландшафт, детализированные модели персонажей: всё это радует глаз. Музыка в игре так же достаточно приятна, но она не играет никакой роли, т.к. сама игра расчитана на длительные партии, в которых вы потратите не одну сотню часов.
Итог
Я об игре не слышал соверешенно ничего, хотя являюсь поклонником данного жанра. В этом году ей легко было затеряться среди других игр жанра, ведь вышли новые часии Age of Wonders и Warlock, да и готовится к выходу могучая Civilization: Beyond Earth, но к счастью для меня я случайно на неё наткнулся. Лично для меня игра великолепна. Конечно избежать сравнения с другими играми нельзя, ведь принести что-то новое в жанр очень сложно, но меня эта игра зацепила и скрасит мне теперь далеко не один вечер. Оценка 10 баллов вполне заслужена (хотя всё-таки потеснить цивилизацию у неё всё равно не выйдет). А на этом пришла пора заканчивать. Удачи вам и до новых встреч.