Культовая {parent-9629} уже давно и основательно укоренилась в сердцах поклонников японских ролевых игр, что позволяет Altus добавлять всё новые и новые главы в уже и без того не маленькую вселенную. И пока некогда также носившая гордое имя SMT, но теперь уже полностью самостоятельная {parent-9544} штурмует лидирующие строчки всевозможных пользовательских рейтингов, разработчики к радости поклонников представили новую игру в основной линейке легендарного сериала.
Чтобы избежать путаницы, необходимо сразу отметить, что Shin Megami Tensei IV: Apocalypse - это не переработанная или улучшенная версия четвертой части. Это совершенно самостоятельная, полноценная крупная игра серии, которая берет за основу геймплей, мир и мифологию четвертой части, но представляет свою сюжетную линию и вносит ряд точечных изменений. Apocalypse не является сиквелом или приквелом в прямом смысле слова, скорее это альтернативная SMTIV. Она предлагает свою версию событий, которые могли произойти в мрачном мире игры и имеет несколько концептуальных отличий в повествовании.
Равно как и в оригинальной SMTIV, центром повествования Apocalypse выступает Токио образца тридцатых годов двадцать первого века. После загадочного всемирного катаклизма японская столица стала одним большим полигоном для извечной борьбы ангелов и демонов, отодвигая жизнь и интересы людей на второй план. От разрушенного и непригодного для существования мира Токио спас огромный купол, который возник над городом в кульминации катастрофы и происхождение которого стало предметом легенд и нескольких толкований. На внешней поверхности купола, куда не попасть тем, кто живет под ним, расположилось яркое и наполненное живой природой Королевство Микадо, архаичный средневековый мир, в котором совершенно оторванные от благ и пороков прежней цивилизации "чистые" люди живут под покровительством ангелов в их трактовке идеального мира. Однако условное спасение жителей Токио не гарантировало их безопасность. Внутри образовавшейся темницы был разрушен весь привычный уклад жизни, уничтожены все общественные и институты власти. Продовольственные и иные ресурсы таяли на глазах, и запертые вместе с демонами и ангелами люди уже почти стали разменной монетой в их противостоянии, выживая в условиях военного времени в городе, где никогда не светит солнце. Но среди людей находятся и те, что не согласны быть рабами.
Именно здесь Apocalypse принимает эстафету у завязки Shin Megami Tensei IV, стартуя около самого начала нейтральной ветки повествования оригинала, но предлагая уже совершенно иного персонажа. Главной фигурой дальнейшего конфликта является молодой человек по имени Нанаши, который состоит на стажировке у местного формирования, называющего себя Охотниками. После падения Токио Охотники приняли на себя функцию защитников оставшейся людской популяции, и, хотя их силы стремительно редеют, выжившие не могут позволить себе впасть в отчаяние продолжая борьбу за выживание в надежде отстоять место людей в новом мире.
В этом же заключается и первое серьезное отличие Apocalypse. В отличии от Флинна, избранного Самурая, легендарного героя Королевства Микадо и протагониста четвертой части, Нанаши - обычный человек, подросток, не вменяющий себе изначально никаких масштабных целей. Он пытается выжить в Токио, мечтает стать рядовым охотником и имеет типичный для подростков круг интересов, что видно по интерьеру его комнаты и похожих на себя друзей. Упомянутый Флинн в истории Apocalypse напротив является легендарной фигурой, героем, кумиром и надеждой всего человечества. Игроки не раз встретят упоминание о нем в течение прохождения.
При выполнении первого задания, полученного от главы Ассоциации Охотников, Нанаши находит неизвестно кому принадлежащий смартфон с особенным программным обеспечением, которое в мире Apocalypse персонажи используют для подчинения и управления демонами, но вскоре погибает от лап вычурно скроенного существа, который мгновением ранее так же похоронил несколько умелых охотников и друзей главного героя. Оказавшись в загробном мире, протагонист слышит зловещий голос, который принадлежит духу по имени Дагда. Он, не церемонясь, предлагает новоиспечённому покойнику контракт, по условиям которого парень в обмен на свой возврат в мир должен стать Сокрушителем Богов и подсобить своему новому работодателю в осуществлении некоего плана, вклиниваясь в борьбу между покровителем демонов Люцифером и генералом ангелов Меркаба. Приход Дагды в Токио приводит к появлению новой третьей силы, которая имеет свои взгляды на мироустройство и обозначает собой начало ключевого конфликта повествования.
Геймплей игры, как и в SMTIV и других номерных частях серии, в первую очередь основан на традиционных механиках SMT - на тщательном исследовании разнообразных локаций и выполнении сюжетных и дополнительных заданий, динамичных пошаговых битвах, развитии характеристик и умений главного героя и подконтрольных существ, а также их ловле и скрещивании для последующего использования в схватках. Вы по-прежнему перемещаетесь по миру с группой верных вам демонов, исследуя атмосферный, мрачный и жестокий разрушенный город, двигая повествование вперед, собираете лут, развиваете персонажа и его партию, а также безжалостно бросаете сотни демонов в цифровую топку Cathedral of Shadows, чтобы получить более сильных и уникальных особей.
В отличие от SMTIV, где игра начиналась в Королевстве Микадо, в котором игроки были лишены возможности свободно перемещаться и были вынуждены исследовать мир, используя меню выбора локаций, Apocalypse начинает повествование сразу в условно открытом мире Токио. Вы сразу можете перемещаться по карте города, имеете доступ к доступным по сюжету локациям, магазинам и почти с самого начала сможете использовать Терминалы для быстрого перемещения.
Само исследование карты мира и локаций в Apocalypse стало намного комфортнее, так как разработчики исправили один из главных недостатков предыдущей игры - так называемый Mapper, инструмент, который в реальном времени отрисовывает и отображает карту на нижнем экране консоли. Ранее во время перемещения по карте города вы не могли видеть названия локаций, что делало процесс поиска нужной области невероятно раздражающим, так как очень часто могла создаться ситуация, когда вы вообще не понимали, где находится тот или иной объект. Теперь же вы можете высветить все названия локаций и районов нажатием одной кнопки. Более того, для использования теперь доступна специальная кнопка, нажав на которую карта сразу указывает на флажок для вашей текущей цели. Это делает прохождение игры гораздо более удобным, плавным и концентрированным, избавляя игрока от лишнего бэктрекинга и траты времени попусту.
Помимо этих весомых доработок, разработчики также упростили ориентацию на местности, добавив на карту локаций значки и цвета для посещенных вами ранее мест, вроде магазинов или комнат где можно поговорить с NPC.
На локациях игры можно встретить специальные барьеры, которые разбиваются с помощью определенного оружия или помощи ваших сторонников. Эти барьеры могут содержать за собой приятные бонусы или просто служить необходимым препятствием продвижения по сюжету.
Так как Нанаши уже мертв, то теперь если вы погибнете в схватке вы не попадете к Харону, как это было в SMTIV, и вам не придется платить за воскрешение. Ранее будучи поверженным, чтобы продолжить игру с того же места приходилось внести плату деньгами или специальных очков, которые выдает система 3DS. Дагда же сделает это абсолютно бесплатно и неограниченное количество раз, давая возможность игроку продолжить игру недалеко от фатальной схватки. Это не влияет на сложность игры, как может показаться на первый взгляд, но зато не заставляет игрока использовать бесконечные раздражающие сохранения и загрузки, чтобы обойти оплату продолжения игры, как это было прежде.
Сражения представляют собой захватывающую и стремительную пошаговую тактику и основаны на так называемой системе Press Turn Battle System. Эта система предполагает использование разнообразных магических, физических атак, а также навыков статусных состояний и поощряет осмысленное максимально активное использование слабых сторон противника. Враги, персонаж и демоны, которых вы определяете в свою партию, по очереди обмениваются ударами, и если атака использует слабое место противника (например, вы применили огненную магию по врагам, имеющим ледяную специализацию и уязвимость к огню), то персонаж, применивший ее, получает дополнительный ход, который сможет использовать на следующем круге. Получение дополнительного хода предполагает возможность провести дополнительный удар, лечение или статусную атаку. В результате, атаки в слабое место являются основной механикой битвы и ключом к победе.
В особо удачных случаях участник боя получает дополнительный бонусный статус Smirk ("ухмылка"), который гарантирует нанесение критического урона, максимальную точность атаки и снижения эффективности атак противника в случае их попадания на обладателя статуса. В работе статуса Smirk внутри боя кроется первое точечное изменение боевой системы Apocalypse по отношению SMTIV. Теперь, помимо основного значения, Smirk видоизменяет свойства некоторых навыков. К примеру, если ранее применение темной магии могло лишь дать вам возможность провести мгновенное убийство при правильном соотношении силы навыка к уязвимости противника, то теперь использование темной магии гарантирует нанесение урона, а мгновенное убийство возможно в основном лишь, если ее использование сочеталось со статусом Smirk. Данный бонус в некоторых случаях также может получить и противник, и некоторые боссы активно используют эту возможность, заставляя игрока сражаться на пределе возможностей и активно использовать навык снятия статуса Smirk у неприятеля.
Однако не стоит забывать, что возможно не только получить дополнительный ход но и потерять его, а при неудачных обстоятельствах и вовсе передать инициативу оппоненту. Подобная система применима как к команде игрока, так и к группе неприятелей, из-за чего схватки во многом лишены случайного элемента и мотивируют игрока к грамотному подбору демонов для конкретной битвы, особенно если это схватка со сложным противником.
Демоны бывают совершенно разных типов и специальностей. Каждый имеет свой набор сопротивлений и уязвимостей, правильная эксплуатация которых является ключом к успешному исходу. Безусловно, огромное внимание при этом стоит уделять конфигурации вашей команды, ее пополнению, развитию и разнообразию, так как именно подконтрольные демоны являются основной ударной силой и носителями большинства умений, применяемых во время битвы. Протагонист также может использовать те же навыки, что и демоны, а последние также имеют возможность передать навык главному герою во время повышения уровня, если выучивают его впервые, что происходит по мере получения опыта. Здесь это называется Whisper - демоны в буквальном смысле нашептывают навыки главному герою на ухо.
Способа получения новых демонов всего два. Это вербовка непосредственно на поле боя и скрещивание нескольких демонов в целях получения нового или более сильного в Cathedral of Shadows, специальном "приложении", которое всегда доступно игроку из меню.
Вербовать новых демонов для своих нужд предстоит непосредственно на поле боя. Протагонист, по вашему желанию, может вступить в контакт с понравившимся существом и предложить тому уютное место в своей группе. Корыстные создания не только могут потребовать за свою лояльность парочку мощных предметов, но и обвести нерадивых людишек вокруг пальца ударив исподтишка. В таком случае помогут только целебные тумаки или откровенное запугивание обнаглевшей твари. Демоны, которых вы уговорили стать вашими союзниками, могут быть скрещены между собой, рождая в своем союзе ещё более ужасную и уникальную особь.
Здесь есть важное отличие от SMTIV, так как теперь демонам доступны особенности для навыков (Affinity). Это дополнительные бонусы или штрафы к навыкам в зависимости от вида и специализации демона, определяющие насколько конкретный навык будет эффективен в бою. К примеру, у Jack Frost будет бонус +2 к ледяной атаке, тогда как у Pyro Jack будет к той же самой атаке штраф -2, и если применить их к противнику даже с явной уязвимостью ко льду атака первого будет эффективнее в разы, тогда как в ином случае штраф сведет на нет всю практическую пользу. Это делает фьюз еще более широким и вариативным, так как теперь важно не только то, какого вы демона создаете, но и из кого и с какими особенностями, что дает в перспективе возможность многократно усиливать нужные навыки.
Протагонист также может повышать бонусы особенностей к навыкам, если демон, находящийся в партии, выучивает навык, который активно использует главный герой. В этом случае тот же навык Нанаши увеличивает свою особенность на +1.
Если же игроку не хватает терпения для вербовки и фьюза или просто хочется сэкономить время, то желаемого демона можно призвать через фолиант, Compendium, за плату, исчисляемую в местной валюте. Здесь же можно всегда зарегистрировать свои варианты демонов с готовыми сочетаниями навыков для последующей покупки. Однако призвать можно только ранее зарегистрированных демонов.
Демоны проявляют впечатляющие зачатки индивидуальности и не только разнятся в интересах даже будучи одного вида, но и могут по своему желанию вступать в диалоги с протагонистом, одаривая своего хозяина разнообразными бонусами и информацией. Вариативность монстров поражает, подогревая интерес к коллекционированию и заполнению бестиария. Большинство духов уже знакомы знатокам серии, так как перекочевали прямиков из SMTIV, однако новым лицам тоже нашлось своё место.
Огромное количество монстров и возникшие сложности при прохождении сюжетной линии могут подтолкнуть игрока к планомерному геноциду демонов, в целях повышения уровня, увеличения характеристик или нахождения нужных умений, которые протагонист выучит у врага. Каждый новый выпуск в серии {parent-9629} пытается сокращать гринд, однако полностью избавится от этой напасти всё же не получится ввиду специфики жанра. С другой стороны, увлекательность процесса массового уничтожения демонов довольно велика и максимально удобна в Apocalypse, так что вряд ли это станет проблемой для тех, кому изначально пришелся по духу игровой процесс.
Помимо протагониста и демонов, в Apocalypse есть и другие герои, так называемые партнеры, представители различных слоёв общества и даже других миров, например, загробного. Каждый из членов группы имеет своё собственное видение мира и преследует свои цели. В отличие от Флинна, который по большей части был героем-одиночкой, Нанаши не гнушается компании, и персонажи будут путешествовать с вами на протяжении всей игры, как и во многих других JRPG. Большинство сопартийцев - абсолютно новые лица, однако игроку предстоит повстречать и старых знакомых. Многим из них отведена большая роль повествовании и битвах.
Сопартийцы являются полноправными участниками битв, занимая специально отведенный для них нижний слот. Равно как и демоны, каждый партнер имеет свою специализацию, набор навыков, а также ряд сильных и слабых сторон. По мере прохождения герои развивается, приобретая новые навыки и усиливая старые. Игрок сам определяет кого взять в бой, однако следует учитывать, что партнера, в отличие от демонов, нельзя сменить во время схватки. Установить текущего сопартийца, а также просмотреть его статус возможно в специально отведенном пункте меню. Вы можете взять с собой партнера, который поможет вам в лечении или будет проводить мощнейшие физические атаки, а может вы наоборот предпочтете навыки наложения и снятия статусных состояний.
Другой нюанс состоит в том, что в отличие от управления героем и демонами, вы не можете напрямую скомандовать партнеру использовать какой-то конкретный навык. Он делает свой ход после того, как закончили действия все остальные члены вашей партии, и применяет навыки автоматически в соответствии со своей специализацией в зависимости от контекста. Стоит сказать, что ИИ срабатывает довольно хорошо, и автоматические атаки чаще служат хорошую пользу, а иногда и вовсе бывают спасительны, но случаются курьезные случаи с применением неожиданно бесполезных навыков.
У самих партнеров есть привычная шкала жизни и маны. Ваши противники также могут ранить или убить их во время боя. Помимо непосредственно хода сопартийцев, также была введена шкала помощи Assist Gauge, которая заполняется с каждым последующим ходом и при максимальном значении позволяет провести атаку всем вашим партнерам сразу (нечто подобное уже было реализовано в некоторых играх серии Persona). Это особенно эффективная атака, так как за один ход персонажи могут, например, сразу и вместе провести несколько сильных атак, снять/назначить статусы, вылечить партию и так далее. При этом после проведения подобного типа атак сбрасываются ходы противника, и вы начинаете ход сначала, что дает дополнительное преимущество.
Новые свойства, способности и особенности сделали и без того почти идеальную боевую систему {parent-9629} еще более глубокой, динамичной и увлекательной. Эти нововведения действительно качественно улучшают ощущения битвы, положительно сказываясь на балансе и тактике проведения схваток.
Сложность самой игры оптимальна. Даже учитывая не самое внимательное развитие и менеджмент своей партии демонов, при прохождении игры на нормальном уровне сложности игроку вряд ли придется столкнуться с непреодолимыми испытаниями и пускаться в тяжкий гринд. Это не значит, что игра бездумно проходит сама себя, Apocalypse по-прежнему сохраняет весь соревновательный дух предыдущих игр серии и требует вдумчивого прохождения, однако в данном случае продвижение по сюжету ощущается более плавным, без резких скачков сложности и ступоров, как это часто бывало в иных частях, когда, встречая определенного босса, вы вдруг понимали, что ваша партия безнадежно слаба и начинали длительный гринд и фьюз.
Исключение составляет разве что прохождение самых последних этапов игры для получения истинной концовки. Финальные боссы действительно могут заставить плакать многих. Открытие истинной концовки в играх серии SMT всегда предполагало высокую степень вовлечения игрока и определенный уровень энтузиазма, когда сам факт наиболее полного прохождения становится делом чести, несмотря на все препятствия. Игроки, прошедшие SMTIV, вообще почувствуют себя как дома. При желании вы можете изменить сложность в любой момент в меню игры. Для новичков разработчики также предусмотрели встроенный справочник, в котором максимально подробно можно узнать про любой аспект игры.
По ходу повествования игроку традиционно предстоит принять множество ключевых решений, которые приведут его к той или иной концовке. Выбор не всегда очевиден и представляет собой не только нужную строчку в диалоге, но и принятие неочевидных заданий, определение судьбы почти поверженного босса и многое другое. Выбор игрока между Хаосом (демоны) и Порядком (ангелы), либо прохождение на нейтральной ветке, всегда был одной из самых отличительных черт серии. В Apocalypse изменения коснулись и этого. Теперь вы не делаете выбор в условиях Хаоса и Порядка, все ваши решения в любом случае предполагает один из нейтральных вариантов концовки. Это концептуальное отличие делает игру уникальной для основной линейки, самой «нейтральной» SMT из всех.
Большая часть повествования протекает в текстовом формате и анимированных и озвученных диалогах, однако стоит отметить, что Apocalypse также содержит несколько действительно приятных и качественных кат-сцен, что, безусловно, не отменяет недостаток действия на экране, но серьёзно сглаживает итоговое впечатление.
Помимо основного приключения, можно выполнять дополнительные задания - Challenge Quests. Обычно такие миссии представляют из себя охоту на конкретных демонов, добычу определенных ресурсов или соревновательные задания разных степеней сложности в целях получения опыта или награды. Однако, помимо совсем простых, попадаются и квесты с очень интересными сюжетными ветками, так что ими не стоит пренебрегать, в противном случае вы можете упустить значительную часть контента игры. К тому же выполнение дополнительных заданий дает вам большое количество опыта, что никогда не будет лишним.
В отличие от SMTIV, где вы могли брать на себя обязательства только в специальных барах для охотников, в Apocalypse дополнительные задания приходят сразу на ваш смартфон после выполнения существующих миссий. Это удобное нововведение, благодаря которому у вас всегда есть несколько доступных дополнительных заданий на выбор и нет необходимости бежать в город для получения новых, даже если выполнили все текущие. Если есть желание, вы теперь можете следовать по ветке дополнительных заданий почти неотрывно. Жаль только, что за наградой все равно придется заглянуть в бар. К счастью, вы в любом случае будет пробегать мимо, выходя из Терминалов.
Визуальная составляющая по-прежнему является сильной частью проекта. Трехмерные локации по меркам платформы выглядят очень проработано и красиво, позволяя проникнуться густой атмосферой. Многие из них подверглись дополнительной детализации. Движок игры явно был оптимизирован под особенности Nintendo 3DS в лучшую сторону, в сравнении с SMTIV анимация игры выглядит более плавно.
Если говорить о художественной составляющей, то нельзя не отметить и важную особенностью серии - уникальный и разнообразный дизайн существ, встречающихся в игре, сочетающий в себе религиозную тематику, фольклор и поп-культуру и порождающий совершенно неожиданные для неподготовленного игрока образа и формы, поражающие своей оригинальностью. Двухмерные силуэты демонов и людей выполнены качественно. Есть арты, которые отдают некоторой дешевизной и небрежностью, однако подавляющее большинство выглядит симпатично.
Музыка и звук, как и в Shin Megami Tensei IV, являются важными составляющими Apocalypse и отвечают за создание необходимого настроения и атмосферы. Создатели игры добавили множество новых треков, которые звучат в новых локациях и сюжетных моментах. Но большинство композиций достались игре напрямую из четвертой части; некоторые были переработаны под сиквел. Великолепный чарующий саундтрек за авторством Риоты Кадуки, который многие поклонники игры называют лучшим в истории серии, используется здесь во всей красе.
Тем не менее, несмотря на все игровые улучшения Apocalypse, полная преемственность по отношению к «четверке» и смещение акцента повествования в сторону истории «обычных» людей являются наиболее спорными моментами. И несмотря на то, что мир и механики SMTIV совершенно точно не исчерпали свой потенциал на одной игре и готовы для еще одного приключения, часть аудитории, возможно, останется разочарованной повторным использованием локаций, сюжетной основы и музыки.
Также далеко не для всех закоренелых фанатов будет приятным некоторое смягчение мрачного настроения игры, которое заключается в том, что Apocalypse ставит в повествовании перед собой тему дружбы и единства людей в достижении общей цели, увеличивает количество юмора и общения между сопартийцами. Конечно, это еще не Persona, с ее почти полной концентрацией на жизни и взаимоотношении людей, но уже и не совсем фирменный непроглядный мрак, где маленькому человеку обычно выделяется роль сакральной жертвы, надежда на лучшую жизнь призрачна и является лишь лейтмотивом меланхолии обитателей мира. В этом отношении игра напоминает переизданную для Nintendo 3DS Shin Megami Tensei: Devil Summoner: Soul Hackers, где разработчиками также был найден определенный баланс между мрачностью классической SMT и более яркой и жизненной Persona. В рамках номерных игр, Apocalypse - это SMT с самым человеческим лицом, которая повествует в первую очередь о людях и дает им шанс вернуть себе свой мир.
***
Shin Megami Tensei IV: Apocalypse взяла все лучшее, что было в серии и исправила все ошибки четвертой части, сделав игру относительно лояльной для новичков и в целом более увлекательной. Это прекрасный подарок всем владельцам Nintendo 3DS и поклонникам жанра японских ролевых игр, который точно не стоит пропускать. Тем более до релиза долгожданной{parent-9544} осталось еще несколько месяцев, а Tokyo Mirage Sessions давно пройдена.