Приписка в Sonic the Hedgehog 4, "Episode I", делала появление продолжения лишь вопросом времени. И если до первого куска игры люди воспринимали релиз с огромным ажиотажем, по понятным причинам, то после стали пристально присматриваться к качеству продаваемого продукта, стараясь не наступить на те же грабли вновь. Второй эпизод предложил нам вполне очевидное развитие идей первого - если в первом эпизоде мы довольствовались неказистыми переделками уровней из Sonic the hedgehog и Sonic the hedgehog 2, то второй предлагает нам пробежаться по локациям, сворованным из Sonic the hedgehog 3 и Sonic CD. Вспоминая, какой обёрткой нас пичкали в прошлый раз, невольно задумываешься, "а стоит ли?". В своём мнении я оказался не един - релиз, состоявшийся в конце весны 2012 года восприняли весьма сдержанно. Специальные этапы критики называли "великолепными", а вот от основных уровней в желудке становилось не спокойно. Горячая оплеуха прилетела также и композитору, некогда великому Джуну Сэноуэ, автору музыки к Sonic the Hedgehog 3, Sonic & Knuckles, Sonic Adventure, Sonic Adventure 2, Sonic Heroes и ещё целой оравы игр о синем еже. Здешние мелодии обозвали примитивными и лишёнными всяческого вкуса. Как ни странно, единственное значимое нововведение, взаимодействие с лисёнком Тейлзом, также подверглось жёсткой критике. Мол, группировка этих двоих для преодоления препятствий сильно замедляет игровой процесс, а для игр о сверхзвуковом еже это катастрофически губительно. Как бы там ни было, проект вновь оказался коммерчески успешным, хотя и стартовал хуже своего предшественника. Тем не менее, SEGA рисковать не стала и отменила третий эпизод на ранней стадии разработки, поместив ответвление в один ряд с играми Valve. Смогло ли продолжение отмыть разработчиков от позора первого эпизода? Давайте выясним.
Сюжет
История разворачивается после событий Sonic CD. Коварный доктор Эггман вновь строит свою базу на Маленькой планете и объединяется с металлическим клоном синего ежа. Чтобы противостоять двоим негодяям, Соник тоже решает прибегнуть к помощи своего закадычного друга, лисёнка Тейлза. Вместе им снова предстоит смести полчища роботов и освободить землю от гнёта усатого горе-гения. По-прежнему не могу сказать ничего плохого о здешнем сюжете. Он вполне вписывается в концепцию и не перетягивает одеяло на себя. Отдельно стоит упомянуть короткие, но приятные сценки между уровнями, которые хорошо раскрывают объём игры. Но главное тут, конечно, геймплей.
Геймплей
Игровой процесс во втором эпизоде слегка эволюционировал, но в целом сильно напоминает предыдущий. Многие базовые аспекты серии, которые сделали её такой отличной, никуда не делись. Если вы уже знакомы с колючим сорванцом по прошлым играм серии, можете смело пропускать пару следующих абзацев. А вот если вы интересуетесь ёжиком впервые, то вам стоит внимательно изучить нижеизложенные азы. Прежде всего, Соник не может жить без золотых колец - они отвечают за его здоровье и благосостояние. Благо, это добра навалом на каждом уровне. До тех пор, пока на вашем счётчике в углу экрана блестит хотя бы одно колечко. можете не волноваться за сохранность протагониста. А вот если так получилось, что вы нарвались на шипы или получили пенделя от вражеского робота и колец при себе у вас не оказалось, будьте готовы начать уровень с контрольной точки, предварительно распрощавшись с одной ежиной жизнью. Причём совершенно неважно, пять колец вы собрали до этого или пятьдесят - при столкновении неуклюжий ёж их все растеряет. Как только вы добираетесь до финиша, на экране появляется привычное окно статистики, которое подсчитывает количество уничтоженных вами роботов, собранных золотых колец, а также время, за которое вы преодолели уровень. Затем всё это конвертируется в очки, за которые, если набрать их достаточно много, игра может щедро вас вознаградить. Только учтите, что кольца считаются не все, которые вы имели честь собрать на уровне, а только те, что остались в вашем невидимом кармане при пересечении финишной черты. Чтобы показать наилучший результат, вы должны быть не только чертовски быстрым, но и ловким.
У Соника есть две основные атаки - с земли и с воздуха. Если зажать определённые клавиши, ёжик припадёт к земле, свернётся в клубок и, предварительно разогнавшись, рывком, будто циркулярная пила, разнесёт всех роботов на своём пути. Атака с воздуха напоминает современные трёхмерные игры о Сонике: ёж подпрыгивает, сворачивается в клубок, а затем целится во врага и совершает смертоносный рывок. Такой трюк действует гораздо удобнее классического и хорошо влияет на общую динамику, хотя и несколько упрощает игровой процесс.
Никуда не делись и мониторы, хаотично разбросанные по уровням. Внутри них находятся особые бонусы, и чтобы их активировать, ёжик должен разбить дисплей. Бонусы могут быть самыми разными, в зависимости от того, что было изображено на мониторе - от дополнительной жизни и пачки призовых колец до временной неуязвимости, во время которой ваш подопечный становится абсолютно невосприимчив к вражеским атакам и убить его может разве что случайное падение в пропасть. Во втором эпизоде с вами всю дорогу путешествует Тейлз. Благодаря тому, что лис может летать с помощью своих хвостов, он может поднимать Соника ввысь, чтобы тот смог забраться в труднодоступные места. Сложно сказать, что это нововведение, ведь такое уже было в Sonic the hedgehog 3, однако, первый эпизод был обделён такой возможностью. А вот что действительно стоит внимания, так это приём, комбинирующей силы обоих персонажей. Например, Соник и Тейлз могут сцепиться в один большой клубок, который может пробить крепкие снежные стены. Эта способность определённо является развитием идей классики и привносит в игровой процесс свежести. Впрочем, в угоду описанным выше фишкам разработчикам пришлось пожертвовать скоростью - на уровнях появилось множество секций, которые невозможно пробежать на одном дыхании.
Уровней во втором эпизоде ровно такое же количество, как и в первом, а именно: пять зон, поделённых на три тематических уровня и один с боссом. На этот раз разработчики решились уйти от очевидного копирования Green Hill и уровня с казино... И скопировали Oil Ocean и Sandopolis, причём смешали их воедино. Что ж, хотя бы так.
Очевидно, за призывами к ностальгии скрывается пресловутая творческая импотенция. Печально видеть некогда великую компанию в таком упадке. Впрочем, вновь покататься на лисьем "Торнадо" и штурмовать воздушную крепость Эггмана всегда приятно, хоть и не так захватывающе, как в девяностые. Боссы стали чуть изобретательнее. Во многих схватках помимо злого доктора теперь участвует ещё и металлический Соник, а значит, придётся как следует попотеть.
Не исчезли и специальные этапы. Условие для их активации осталось прежним - достаточно финишировать с полусотней колец на борту. Сами этапы являются практически полной копией аналогичных уровней из Sonic the hedgehog 2, где Соник и Тейлз автоматически бегут по бесконечно длинной изогнутой трубе, а на их пути встречаются то кольца, то препятствия. Уровень поделен на несколько секций, в каждой из которых нужно набрать определённое количество колец. Если сумеете преодолеть рубеж несколько раз, можете рассчитывать на ценный приз в виде изумруда хаоса. Ну, а если вы собрали семь разноцветных изумрудов, Соник обретёт супер-форму, окрасится в золотистый цвет и будет почти не убиваем.
И всё же, нельзя не признать, играть во второй эпизод на порядок интереснее. Кстати, если вы счастливый обладатель обоих эпизодов, вам будет доступен специальный режим, где вы сможете, играя за металлического Соника, прокатиться по четырём слегка изменённым зонам из первого эпизода. Впрочем, приятного тут кроется мало - робот управляется почти также как Соник, а чудеса дизайна первых локаций заставят вас впасть в депрессию.
Графически игра стала выглядеть чуть приятней. Понятно, что второй эпизод не может чисто физически слишком сильно визуально отличаться от первого - как никак, они всё-таки образуют единый продукт. И тем не менее, пластмассовые травинки и колючки ежа уже не так явно бросаются в глаза - то ли привыкли, то ли авторы действительно постарались. Чего нельзя сказать про местную физику - она здесь не улучшена ни на йоту. Ёж всё также может стоять на стенах и всячески отрицать свой вес. Подобная халтура не должна оставаться безнаказанной.
Музыка и звук
За музыкальное сопровождение во втором эпизоде отвечает всё тот же ежиный ветеран по имени Джун Сэноуэ. И он всё также работает из под палки. Возможно, у гения наступил банальный творческий кризис или упадок сил на волне не оправдавшихся надежд. Опущенные рукава ощущаются буквально в каждой ноте - ни одной запоминающейся мелодии на протяжении всей игры! Даже оформленные в стиле первых игр, откровенно синтезаторные звуки смотрятся как-то чуждо. Но вот звук стал казаться более разнообразным.
Послесловие
Sonic the Hedgehog 4: Episode II - игра, которая пытается загладить свою вину. Если первый эпизод был чудовищной отрыжкой Сатаны и злорадно насмехался над чувствами преданных фанатов, то второй по крайней мере пытается придумать что-то новое, ищет пути для развития. И хотя он по-прежнему ворует свои же идеи для локаций и сюжетные перипетии, ему симпатизируешь куда больше, чем предыдущей поделке. Во всяком случае, его уже сложно назвать плагиатом или тупым переизданием - нынешний продукт старается быть самостоятельным, хотя и хромает на обе ноги. Поклонники синего ежа точно разочаруются в покупке - им знакомы гораздо более увлекательные игры с Соником. А вот не просвящённый игрок вполне может ухватить кусок другой, да ещё и потребовать добавки.
ИТОГО:
- Графика: 7/10
- Геймплей: 8/10
- Музыка: 3/10
- Звук: 7/10
ВЕРДИКТ: 6.2