Знаете, что никогда не меняется? “Война” — скажете вы. Но я сейчас не об этом. Ошибки разработчиков никогда не меняются. ЕА из года в год продаёт цветные трусы для героя по цене звездолёта, Ubisoft лепит захват вышек, а Bethesda, как и раньше, делает Morrowind.
Когда, наконец-то, объявили выход продолжения великой серии, начался безумный ажиотаж. Я, как и многие другие, надеялся, что после выхода New Vegas Bethesda поняла, что такое Fallout, и в дальнейшем будут опираться именно на исправление ошибок и улучшения положительных сторон этой игры. К сожалению, я ошибся. За основу была взята более ранняя работа, которая была значительно слабее, как Fallout (да и как рпг тоже), что привело к таким же последствиям в продолжении. Поэтому, главный тезис, который я могу вынести в пролог: Fallout 4 — хороший шутер в открытом мире, но ужасная rpg. Если вы не любите Fallout 3, то вряд ли полюбите и эту игру. В конце обзора я проведу краткое резюме всему сказанному, поэтому если вы ленитесь читать столь объёмный текст, то можете прочесть основные тезисы в итоге.
— Диалоги? Это же банально!
— Банально? — Да. — Нет. — [Сарказм]
Конечно, все мы рады, что вместо старой, очень продуманной системы диалогов, которая, кроме стандартных для всех классов вариантов ответов, предлагала массу альтернатив, зависящих от особых умений персонажа, нам предложили “удобную” систему, в которой даже читать свои ответы не надо, ведь мы играем в ролевую игру не для этого. И неважно, что иногда невозможно предугадать последствия фразы, которая может, например, привести к перестрелке, главное, что ВСЁ теперь озвучено, а о литературной ценности диалогов пусть другие заботятся.
Вообще, пожалуй это самый болезненный удар по вселенной fallout, за всё время её существования. От неё отрезали то, за что её и любили. А ведь это, полностью уничтожило всю работу по озвучке героев, ведь вам просто не интересно их слушать. Кроме того, невозможность переспросить информацию, или попробовать иной вариант ответа лишает возможности получить ПОЛНУЮ информацию, и это сильно огорчает. Получается, что игра впервые полностью (и достаточно качественно) озвучена, но всю интересную информацию игрок всё равно получает из различных заметок и журналов (разве что звуковые галозаписи бывают познавательны). Радует только возможность отвечать на всё со скепсисом, который как раз и испытываешь от всех диалогов. Ну и немного радуют механизмы, которые только и привносят жизнь в эту игру. Лично я именно по этой причине взял себе в напарники одного из роботов, ведь её комментарии довольно сильно забавляли.
— Кодсворд, что сталось... с миром?
Эта фраза, сказанная в самом начале игры нашему верному помощнику оказалась сакральной. До самого конца этим вопросом не перестаешь задаваться. Ядерная война 200 лет назад? Едва ли. Все такое весёлое, что ощущение, будто вокруг не конец света, а старая-добрая анархия. Спустя 200 лет магазины в городах полны товарами, а полки ломятся от еды. Не представляю, кому в голову пришла эта гениальная идея. При всем этом игрока ограничивают в возможности поиска материалов, ведь можно, например, взять тостер, но стиральную машинку в хоз.магазине взять нельзя, или даже выломать из неё всю электрику. Абсурда добавляют и забитые фанерой дома, в которые “нельзя” попасть с полусотней гранат в рюкзаке. Я не говорю, что это критично, но это такой абсурд, что становится обидно, ведь игра такого уровня ожидания выполнена так небрежно.
— И так схавают (с) Тодд Говард
Вообще, небрежность, пожалуй,- главная претензия к Fallout 4. Она прослеживается во всём. В старом движке, который на сегодняшний день, хоть и не вызывает боли в глазах, но уж никак не радует взгляд и смотрится устаревшим на несколько лет. В музыке, которая основательно перекочевала из прошлых частей. Да, эта музыка понравилась игрокам раньше, но они её успели уже заслушать до дыр, поэтому снова её впаривать - плохая идея. В ИИ, которого в общем-то и нет, и враги и спутники обожают застревать в стенах и иных препятствиях, в стиле самых трэшовых игр конца девяностых. Небрежность и в диалогах, о чём я говорил чуть ранее. В однообразных квестах (ну ведь за пол года до выхода вышел Ведьмак 3, который показал, что даже простые квесты можно сделать интересными, если разбавить их хорошей историей, неужели так сложно было сделать соответствующие выводы?!). Похоже, что основной идеей продолжения франшизы было: “Пофиг, схавают!”. И я понимаю, что они не ошиблись, ведь продажи просто потрясающи, но очень и очень многие игроки в итоге остались очень недовольны конечным результатом.
Парадокс оценки
Хотя, тут стоит сделать ремарку: многие отрицательные отзывы в том же Steam’e в основном идут от людей, наигравших в Fallout десятки, а то и сотни часов. Выглядит как парадокс, неправда ли? А объяснение достаточно простое: как песочница, игра вполне справляется со своими задачами. У игрока достаточно много возможностей, чтоб занять себя: тут и исследование мира, которое приносит временами достаточно интересные заметки и истории, которые без усидчивости и не найдешь; есть возможность развивать свои поселения в Сообществе (так здесь называют окрестности Бостона местные), причем эти возможности довольно-таки обширны; отличная кастомизация персонажа (ей богу, в одном только редакторе персонажа можно провести с десяток часов); довольно-таки большое количество больших и малых фракций, у которых можно взять с десяток заданий (даром что все сводятся к “найди, убей, отбери, принеси”). И это всё занимает много времени, и в целом даже увлекает в какой-то степени. Так почему же тогда оценки отрицательны? Да попросту жалко времени, которое потратил на всё это. Если сравнить с другими проектами, на которое я тратил подобное количество игрового времени, то пожалуй ничто такое сильное сожаление не вызывало, и именно это и показатель. А такой негатив вызывает одна простая причина: вторичность. Просто-напросто Fallout 4 не развил серию ни на йоту, а в чем-то даже совершил шаг назад.
Хоть и плохой Фоллаут, но приличная игра
Ну да ладно, выглядит, что я только ругаю, но на самом деле, я не скажу, что это плохая игра. Да, это отвратительный Fallout и кошмарный пост-апокалипсис, но в целом достаточно приличная игра. Те, кто читают мои обзоры, могут вспомнить, что по подобной причине я разгромил третью часть, но, по моим ощущениям, эта часть всё-таки несколько лучше: тут больше интересных локаций и персонажей, есть запоминающиеся моменты и, пожалуй, всё-таки интереснее основной сюжет, хотя и финал мне сильно напомнил концовку Mass Effect’a, уж не знаю почему, а та мне очень сильно не понравилась.
А главное, чем эта игра меня действительно привлекла, так это работой дизайнеров уровней: вот уж кто потрудился на славу. Сперва может показаться пустошь довольно-таки однообразной, но если начинаешь приглядываться, то видно, что каждую локацию старались чем-то выделить, везде есть какой-то мельчайший элемент, который должен подчеркнуть особенности объекта, будь то наряженный в военную форму плюшевый мишка на военной базе, или композиции из скелетов в логове психа, но это действительно передает дух местности, а это как раз то, что и рождает атмосферу игры.
Парадокс восприятия
Примечательно, что многие ругали радио, причем не столько за музыку, сколько за ведущего. И я тоже было в начале был разочарован этим, но как оказалось зря. Игрок будет иметь возможность повлиять на это, что мне показалось довольно-таки интересным. Кроме того, многие сильно ругались на новую систему перков. Так вот, сама система SPECIAL на проверку оказалась не столь уж и плохой: многие, кажущиеся по началу бесполезными, перки на последних уровнях оказывались достаточно полезными. Впрочем, если смотреть на саму ролевую систему, то её здесь и вовсе нет, так как это просто шутер, с элементами рпг и именно так к Fallout 4 и надо относиться. Отыграть какую бы то ни было роль тут не удастся, ведь почти все задания в любом случае сводятся к “убей их всех”, поэтому в основном выбор остается только за орудием убийства (которые, кстати говоря имеют потрясающую кастомизацию): будь то кулаки, холодное оружие, различный огнестрел, тяжелое или энерго-оружие, но суть от этого не изменится. Поэтому считать очередную часть серии рпг просто нельзя, иначе вас ждет горькое разочарование. Да и сам разработчик прямо об этом говорил, поэтому ставить именно это в укор я считаю неправильным. Обещали шутер - выпустили шутер, а плохо это или хорошо, уже решать потребителю. Я считаю, что для самой игры - это было достаточно неплохо, но для серии, под именем которой она вышла - ужасно. Надеюсь, что всё-таки в будущем вернутся к ролевой игре.
А вот за что не зря ругали, так за интерфейс. Он плох. Без лишних слов. А в иных случае и вообще ужасен: терминалы и управление поселением яркий тому пример. Передать словами всю боль от этих элементов мне не под силу, благо большинство познали это на себе.
Итог
Подводя итог, хочу резюмировать: сама игра достаточно неплохая, к тому же альтернатив в данный момент времени и нет, для любителей песочниц, но при всём этом, объективно говоря, Fallout 4 выполнен небрежно, а как продолжение серии и вовсе из рук вон плохо. К положительным сторонам я отнесу: редактор персонажей, спутников и многих других npc, обилие возможностей, звук (особенно выстрелы и взрывы), озвучку и, конечно же, дизайн уровней; а к отрицательным: диалоги, квесты, HUD (интерфейс пользователя), графику, музыку, отсутствие вариативностей прохождения и концовку. Как и в случае с Fallout 3, считаю правильным ставить 2 оценки: как шутер в антураже постапокалипсиса Fallout 4 от меня получает 9 баллов, а как продолжение некогда великой серии: 5. Итоговая же оценка будет 7 баллов.
Ну и от себя ещё раз замечу: во многом ваше восприятие игры будет зависеть от того, что вы ожидали. Если вы ожидали глубокую и сложную рпг в духе канонических частей и New Vegas, то вам стоит держаться от неё подальше, ведь она бесконечно далека от них, если вы фанат третьей части или же не играли в серию вообще, то я склонен рекомендовать её вам - вы точно оцените. Ну и важно быть внимательным к словам разработчика: с точки зрения обещаний - они были в общих чертах выполнены, поэтому я не могу сказать, что был сильно разочарован, просто я и не ждал великую рпг.