12 августа 2016Игры
Обновлено 19.08.2016

Рецензия на No Man's Sky

Добро пожаловать в No Manʼs Sky, самую большую «песочницу» в истории. Об этой игре слышали все, но никто не знает, что именно в ней нужно делать. Я провел в ней почти 30 часов, добрался до центра галактики и до сих пор не могу сказать наверняка. Это очень медитативная, нет, просто чудовищно скучная игра, которая при этом держит, как хищный гаргларианский крабораптор.
Добро пожаловать в No Manʼs Sky, самую большую «песочницу» в истории. Об этой игре слышали все, но никто не знает, что именно в ней нужно делать. Я провел в ней почти 30 часов, добрался до центра галактики и до сих пор не могу сказать наверняка. Это очень медитативная, нет, просто чудовищно скучная игра, которая при этом держит, как хищный гаргларианский крабораптор.

Если вы из тех, кто читает первый абзац, а потом листает сразу к оценке, вот краткое содержание рецензии: бездушная «Суперформула» No Manʼs Sky процедурно генерирует пейзажи, от которых захватывает дух, а свобода передвижения среди бесчисленных звездных систем и разнообразие переменных создают подлинное ощущение космического путешествия. Проходя No Manʼs Sky словно переживаешь одну из лучших историй золотого века научной фантастики. С одним «но» — по пути от одного приключения, которым хочется поделиться с друзьями, до другого игра проведет вас через все оттенки скучного и однообразного гринда.

Первый показ No Manʼs Sky на E3 2014 я то ли пропустил, то ли просто успел о нем забыть, но когда Максим Иванов рассказал о ней после поездки в Лондон этой весной, я впервые услышал о Hello Games и их по-настоящему эпохальной задумке. Мне захотелось поверить в успех амбициозного проекта на стыке инди и ААА, так что с тех самых пор я пристально следил за прогрессом разработки. Только вдумайтесь, 18,446,744,073,709,551,616 планет — я даже не знаю, сколько потребуется времени их облететь!

Я действительно расстроился, когда игру перенесли на август. Но сейчас я думаю, что так даже лучше — No Manʼs Sky был необходим информационный вакуум, чтобы заполнить его собой и стать главным событием недели, вещать «из каждого утюга». В конце июня, после E3, у индустрии было предостаточно тем и без No Manʼs Sky, и запуск мог запросто выйти скомканным, украсть у игры бесценное внимание.

Впрочем, то, что игре необходимы особые условия для старта, не делает ее плохой или переоцененной. Сегодня ни один новый продукт массовой культуры не сможет выжить, вступая в прямую конкуренцию с бесконечными сиквелами, спин-оффами и продуктами медиафраншиз вроде «Звездных войн» или комикс-вселенных.

Рецензия на No Man's Sky - фото 1

Но что же на самом деле представляет собой No Manʼs Sky? Это ультимативная песочница, в которой перед игроком разворачивается целая галактика в натуральную величину. Это беспрецедентный опыт, который позволяет отправиться в путешествие к окутанному завесой тайны центру галактики и на своем опыте ощутить, насколько космос большой, жестокий и пустой.

Это очень посредственный космический экшен с элементами выживания, в котором нет ни орд злых пришельцев, которых можно весело отстреливать, ни «Звезды смерти», которую необходимо взорвать, ни даже возможности построить дом на одной из планет, приручить космических овец и выращивать космическую картошку при свете двойной звезды.

Это игра о бесконечном исследовании невероятных, невиданных никем и никогда миров, игра о поиске истины, которую никто не будет озвучивать напрямую. И о десятках вопросов, которые навсегда останутся без ответов.

No Manʼs Sky не ведет за руку и не пытается развлечь — перед вами просто открывается окно в далекое будущее, в мирную эру космических полетов, в которой нет ни Жнецов, ни Силы, ни Бога-Императора. Только неописуемо большая галактика, в которой по неясным причинам не нашлось места человечеству.

Мы даже не знаем, кто наш протагонист — у него нет ни лица, ни имени, и ни один инопланетянин не говорит на его языке. Предполагается, что он человек, но кто поручится, что он не робот-аватар, пережиток эпохи неудачной космической экспансии давно вымершего человечества?

Техническое исполнение игры почти безупречно. Алгоритм процедурной генерации звездных систем и миров, так называемая «Суперформула», работает блистательно — за нее No Manʼs Sky можно спокойно номинировать на «Инновацию года». Компьютерной генерацией уровней никого не удивишь, она существует в играх еще со времен Worms, но в No Manʼs Sky это технология совершенно иного уровня.

Генерируемые «на лету» планеты выглядят и ощущаются по-разному, при этом они одинаково настоящие: климат, ландшафт, флора, фауна и природные ресурсы делают каждый мир неповторимым. Двух идентичных вы просто не встретите.

На одной из первых планет, где я побывал, зеленое небо непрестанно поливало кислотным дождем каменистый ландшафт, однообразная серая поверхность сочеталась с холмами из чистого золота. А в трех системах в сторону центра галактики вокруг своей звезды одиноко вращается густо поросший хвойными деревьями морозный мир, где среди леса можно встретить десятки видов существ, а на расчищенных холмах и плато расположились исследовательские комплексы, обсерватории и дома расы разумных машин. Заснеженная тайга и температура -70 градусов напомнила мне Сибирь… Теперь где-то там, на задворках галактики, у вас появился мизерный шанс наткнуться на Yakutsk Prime в системе NefteGaz.

Не все планеты одинаково живописны, куда чаще попадаются поросшие чахлой растительностью непригодные для жизни планетоиды, но даже там есть шанс отыскать древний монолит или заброшенное жилище на дне кипящего озера, нырнув в которое можно найти полезные припасы и пару жутких мутировавших трупов.

Рецензия на No Man's Sky - фото 2

Графика в игре имеет одну любопытную особенность: большинство видимых моделей состоят не из привычных полигонов, а из так называемых вокселов (объемных пикселей). Вокселы — порядком забытая технология, применявшаяся в 90-х (например, в Outcast), она позволяет «Суперформуле» быстро создавать многообразие сложных разрушаемых трехмерных объектов силами PlayStation 4 или PC, в то время как для создания целых планет в полигональной графике понадобились бы несоизмеримо большие вычислительные мощности.

Побочным эффектом использования воксельных моделей является то, что объекты не имеют физических характеристик в виртуальном мире, то есть лишенные опоры камни и деревья остаются висеть в воздухе.

Встретив это очаровательное создание, я покормил его железом — в благодарность оно подарило мне какашку из чистого золота

Встретив это очаровательное создание, я покормил его железом — в благодарность оно подарило мне какашку из чистого золота

Каждая посещаемая планета может подкинуть пару-тройку приключений, которые не стыдно будет взять в качестве основы для фантастических рассказов, но со временем на смену приключениям приходят серые будни. Несмотря на то, что игра загадочным образом подстегивает продвигаться все дальше без перерывов на еду и сон, тяга к настоящим экспедициям очень быстро угасает.

Первые три-четыре планеты интересно облазить вдоль и поперек, навестить каждый монолит, узнать каждое доступное инопланетное слово и спуститься в каждую пещеру. Но уже полдесятка гиперпрыжков спустя всякий энтузиазм повторять одни и те же действия пропадает напрочь. Вскоре вы поймаете себя на том, что действуете как тренированный космодесантник: засечь цель с орбиты, спуститься вниз, выполнить поставленную задачу, пополнить запас топлива и поскорее убраться обратно в космос, попутно просканировав попавшихся на глаза причудливых тварей.

Иногда придется задержаться подольше, чтобы отправиться на охоту за редкими ресурсами для рецепта новой технологии, но сути это не меняет.

Большую часть игры вы заботитесь только о двух вещах: как обеспечить гипердвигатель топливными ячейками и как побыстрее разбогатеть, чтобы выкупить у очередного несуразного инопланетянина его навороченный звездолет.

Другого адекватного способа сменить корабль, к сожалению, нет. В теории, на некоторых планетах можно найти место крушения и починить оставленную прошлым владельцем посудину, но это настоящая рулетка, никто не знает, что там попадется.

Что касается сюжета. Странно было бы рассчитывать на полноценную историю в игре, на 90% генерируемой компьютером прямо у вас на глазах. Нейросети уже делают первые попытки художественного сочинительства и стихосложения, но сценарии игр им пока не доверяют. Единственной реальной целью игрока в No Manʼs Sky становится достижение центра галактики — и то лишь потому, что это единственная определенная точка в чужом неприветливом космосе, химера, погоня за которой позволяет не потерять рассудок от одиночества среди безучастных звезд и странных, чуждых человеческому существу форм жизни.

Рецензия на No Man's Sky - фото 4

До выхода игры Hello Games обещали, что ваше одиночество в игре будет не полным: с небольшой долей вероятности вы сможете встретить в своем путешествии другого игрока и лишний раз удостовериться в том, что вы — живой и настоящий. Но спустя два дня после релиза выяснилось, что на сама деле никакого мультиплеера в игре нет, и увидеть другого игрока, даже находясь с ним в одной точке на одной планете, невозможно.

На мой взгляд, так даже лучше. No Manʼs Sky — это персональное приключение, уникальный личный опыт, получая который хочется отключить все телефоны, мессенджеры и оповещения консоли. Земные дела подождут. Вы что, не видите? Я занят, я в космосе! Любое взаимодействие с чем-то кроме игры моментально рушит магию, и от изматывающего, тоскливого, но безмерно притягательного путешествия остается только кривоватая инди-«выживалка» с фиолетовой травой.

Но даже оставаясь в одиночестве, полностью растворяясь в игровом процессе, спустя несколько часов игры начинаешь злиться: несмотря на свои невероятные масштабы No Manʼs Sky предоставляет не так уж много вариантов того, чем можно заниматься на этих умопомрачительных просторах. Можно летать на космическом корабле между планетами и пытаться сбить чужие ради ценного груза. Можно летать в атмосфере, выискивая интересные точки с воздуха. Можно ходить пешком и исследовать отмеченные на радаре интересные места, добывать ресурсы, стреляя по камням и потом продавая добытые минералы. Вот и все. Есть еще крафт, но он сводится к созданию расходников, топлива и улучшений для оборудования, которые можно увидеть только в качестве иконок в инвентаре.

Но с другой стороны, это ведь игра про путешествие к центру галактики. Долгое и тяжелое, и при этом совершенно добровольное. Своего рода философская космическая притча о поиске истины и самого себя.

Рецензия на No Man's Sky - фото 5

Впрочем, у No Manʼs Sky есть один финт, который спасает условный второй акт (когда исследовать планеты уже надоедает, а до центра галактики еще далеко). Загадка таинственного Атласа добавляет в путешествие мрачную тайну, которая надежно приковывает к себе, подстегивает продолжать движение вперед. No Manʼs Sky заставляет превозмогать рутину с прыжками, добычей ресурсов и дозаправкой лишь для того, чтобы пройти Путь Атласа до конца и узнать правду о том, что он такое и чего хочет (подробнее о тайне Атласа читайте в отдельной статье).

Преодолев тысячи световых лет в погоне за красным шаром с обложки внезапно осознаешь, что до цели путешествия осталось уже совсем немного, и что бросать игру на этом этапе — неправильно на вселенском уровне.

Рецензия на No Man's Sky - фото 6

Чем ближе к центру подбираешься, тем опаснее планеты, а твое собственное снаряжение и корабль — круче, так что сражаться со Стражами на земле и пиратами на орбите становится куда веселее. Хотя бы потому, что к этому времени подобные авантюры перестают быть сродни гарантированному самоубийству.

И эти новые возможности помогают хотя бы немного развеять апатию и тоску, которая захлестывает при осознании того, что в тысячный раз придется повторять одну и ту же процедуру: спускаться на поверхность неизведанной планеты, собирать одни и те же минералы, отбиваться от навязчивых дронов, крафтить топливную ячейку и возвращаться на орбиту, чтобы совершить последний скачок в неизведанное. Осознание того, что до центра галактики осталось совсем немного, что скоро эта бесконечная череда космических станций и экзотических планет наконец закончится, открывает второе дыхание — я выстрадал каждый шаг на этом пути, и нельзя просто взять и бросить все в шаге от цели.

В итоге у Hello Games получилась практически идеальная космическая Одиссея. Бесконечное путешествие через необъятную галактику передано предельно точно — это не аттракцион в парке развлечений, в котором интересно и весело на протяжении всей поездки. Наш герой оказался совсем один посреди безысходного чуждого мрака. Если небеса и принадлежат кому-то, то точно не человеку. Дорога из ниоткуда в никуда в погоне за бесплотной, наивной надеждой полна отчаяния и одиночества, которое не могут скрасить даже самые невероятные, фантастические пейзажи в галактике.

No Manʼs Sky — масштабная и красивая, но в ее основе лежит присущая инди бескомпромиссность. Это игра-опыт. Hello Games предлагает отправиться в экзистенциальное путешествие, в которое можно поверить, в котором необходимо раствориться и пережить приключение, которое запросто может оттолкнуть своей аутентичностью. По-моему, это именно то, для чего существуют игры — я пересек весь космос и страшно вымотался, и все это не вставая с дивана.

Рецензировалась версия для PlayStation 4.

Комментарии 285
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Deymas
Deymas
Объективно да? А когда выйдет Star citizen вы ему 15 поставите? http://www.metacritic.com/game...  И это оценка "объективных" консольщиков, не пекарей даже.