За последние семь лет студия Monolith Soft стала одним из главных внутренних разработчиков Nintendo. Компания принимала участие в создании The Legend of Zelda: Skyward Sword, A Link Between Worlds, Animal Crossing, Pikmin 3 и обеих частей {parent-9850}. Она помогала с открытым миром {parent-9373}, отправив на разработку несколько десятков своих лучших специалистов по структуре уровней и графике. При этом Monolith Soft умудрилась выпустить три крупных jRPG для Nintendo и два дополнительных проекта для Bandai Namco Entertainment. Свежей игре студии - {parent-12358} - и посвящен этот обзор.
Очевидно, занятость команды “Зельдой” и повлияла на смену концепции Xenoblade 2, который вместо полностью бесшовной планеты предложил утопающий в облаках мир Альрест. Он выглядит как бескрайнее белое море, в центре которого стоит уходящее в небо Мировое древо. Вокруг него словно планеты плавают гигантские титаны.
Согласно фабуле, люди когда-то жили на вершине Мирового древа под защитой Архитектора, верховного божества, создавшего Вселенную, но затем были изгнаны и отправлены скитаться среди облаков. Тела массивных гигантов стали для них новым домом. На их спинах они построили деревни и города, что позволило человечеству выжить в бескрайнем океане.
Спустя века титаны начали умирать, опускаясь на морское дно, и вместе с ними в пучину уходят целые экосистемы - с лесами, озерами, животными и людскими поселениями. Суши становится все меньше, что приводит к военным конфликтам.
Главный герой - Рекс - живет на миниатюрном титане, старом драконе, на спине которого располагается его дом. Герой работает ныряльщиком и вылавливает в пучине океана античный хлам и любые полезные детали, которые только может найти. Продавая эти предметы Торговой Гильдии Аргентум, он отправляет деньги своим родным из дальней деревни.
Однажды к Рексу поступает необычный заказ лично от управляющего Гильдией - ему предстоит сопроводить группу людей и помочь им вытянуть из толщи океана некий старый артефакт. Клиенты оказываются Драйверами - людьми, умеющими пробуждать силу внутри кристаллов и материализовывать ее в виде Клинков. Каждый Клинок связан с Драйвером и обладает оружием необычайной мощности, а также сверхъестественными способностями, которые могут передаваться владельцу через эфирный канал связи. Если Драйвер погибает, то Клинок возвращается в состояние кристалла до тех пор, пока его не пробудит следующий Драйвер, но при этом навсегда теряет накопленные воспоминания.
Артефактом, который искали клиенты Торговой Гильдии, оказался античный космический корабль, внутри которого в стеклянной капсуле спит прекрасная девушка и старый меч. Прикоснувшись к мечу, Рекс запускает механизм, но тут же умирает от предательского удара в спину.
Сознание Рекса переносится на бескрайнюю зеленую поляну, где герой находит ту самую девушку. Она рассказывает ему про Элизиум, рай на вершине Мирового древа, и просит отвести ее туда, предлагая взамен половину жизненных сил. Обнаружение Элизиума поможет решить проблему нехватки суши и спасти мир от назревающей войны. Соглашаясь, Рекс воскресает, получая в напарники Пайру - древний могущественный Клинок Aegis, созданный Архитектором.
Сюжет игры развивается с каждой новой главой, раскрывая шокирующую предысторию планеты и затрагивая множество разных тем: война за ресурсы, геноцид, потеря близких, расизм, разочарование в людях и человечестве в целом. Главный герой выступает в роли доброго самаритянина, позитивный настрой которого поднимает мораль внутри команды и помогает преодолевать трудности, встающие на их пути.
Следуя законам жанра “сёнэн”, Monolith Soft создали красивые динамичные заставки с превосходной хореографией поединков. В сражениях герои выполняют зрелищные удары в воздухе с киношным замедлением времени и красивыми ракурсами камеры. Эти моменты чередуются со спокойными сценами, которые радуют хорошо прописанными диалогами, раскрывая глубину характеров персонажей.
Есть также и чисто юмористические эпизоды, которые созданы для того, чтобы разрядить атмосферу, но местами они получились спорными. Некоторые сцены, вроде момента с гардеробом в доме у одного из персонажей, шутки про одноглазого змея, лунатизм героини или появление роботов-горничных действительно смешные и неожиданные. Но повторяющиеся шутки Зика в первой половине игры выглядят как глупый и явно лишний фансервис. Не говоря уже об однообразных фразах военных империи Мор Ардейн, но последнее, скорее всего, просто баг, а не фича.
Разработчикам не хватило времени проработать все эпизоды одинаково качественно, а некоторые заставки или даже целые секции вообще бессмысленны. В шестой главе был очень странный эпизод, в котором явно прослеживалась проблема в логике поведения главной героини.
В свою очередь злодеи, несмотря на отличный дизайн от Тецуи Номуры, получились довольно шаблонными. Ответы на некоторые вопросы мы так и не получили - и возможно не получим до выхода дополнения.
К счастью, финальные главы не разочаровали и оказались действительно увлекательными благодаря красивому и неожиданному раскрытию истории мира. Восьмой эпизод порадовал мощной атмосферой, а десятый завершил цельную картину вселенной Xenoblade. Поклонники самой первой части с Wii (и New Nintendo 3DS) будут рады узнать, что сюжет XC2 имеет прямое отношение к оригиналу. Мир Xenoblade 2 и его история - это, пожалуй, самый сильный момент сюжета игры. Однако все, что связано с отношениями главных героев, получило довольно шаблонное завершение. С другой стороны, тонкие ценители аниме оценят.
Если вы не играли в проект 2011 года выпуска, то это не сильно скажется на восприятии сиквела - сюжет XC2 вполне самодостаточный даже в отрыве от первоисточника.
Хотя в Xenoblade 2 номинально открытый мир, но устроен он совершенно иначе, чем в прошлых играх серии. Если в Xenoblade на Wii мир постоянно расширялся по мере продвижения по сюжету, а планета в Xenoblade X была изначально полностью открытой и бесшовной, примерно как в Skyrim и новой {parent-9372}, то сиквел скорее напоминает {parent-9386}.
Карта мира в XC2 выглядит как солнечная система, и вы можете выбрать, кого из доступных титанов посетить. Перемещения между ними происходят по сюжету в катсценах на кораблях или при помощи ручной телепортации к ранее открытым областям.
Мир Xenoblade 2 состоит из 13 уникальных локаций. На первый взгляд только три из них по своему масштабу сопоставимы с областями из прошлых игр серии и предлагают глубокое исследование. В этом случае вы получаете сложные многоуровневые зоны, от которых действительно захватывает дух.
Но по мере изучения окружения, вы можете найти проходы в новые области даже на казалось бы небольших титанах. Например, Темперантия при первом посещении выглядит как микроскопическая локация с красивым задником, которая полностью посвящена одной сюжетной битве. Но на деле вы можете спрыгнуть с арены вниз и по ноге огромного мертвого жука добраться до каменистой долины невероятных размеров, заполненной врагами, сундуками с лутом, точками сбора предметов и секретными проходами. Там можно обнаружить военный лагерь огромных ящериц, тайный культ, побочного босса 100 уровня и целую область с раскопками древнего города, в которой произойдет небольшая заставка. В результате даже самые маленькие титаны оказываются большими. Их изолированность друг от друга позволила разработчикам создать действительно уникальные уровни. Особенно порадовали внутренности титанов Урайя и Тантал, которые представляют собой целые материки внутри гигантской черепахи и огромного кита соответственно, со своими особенными климатическими условиями, пейзажами и городами.
Система мостиков и подвесных платформ посреди заснеженных гор с древними крепостями, на которые садятся похожие на скатов монстры размером в пятиэтажное здание, а рядом проплывают еще более внушительные кальмары - выглядит просто незабываемо.
Архипелаг Лефтерии с его парящими над белой дымкой гигантскими медузами получился невероятно красивым и эффектным.
Вариативность локаций Xenoblade 2 находится на высоком уровне. Мир игры не успевает надоесть, радуя новыми открытиями, сюжетными поворотами и огромными монстрами.
Последние получились особенно выразительными. Противники красиво нарисованы и щеголяют объемными текстурами панцирей и чешуи, симпатично отражая свечение от энергетических мечей и прочих источников света. Большинство врагов гармонично вписаны в пейзажи и постоянно перемещается в пределах заданных авторами зон. Противников можно обегать или вовсе игнорировать. В некоторых местах дизайнеры уровней даже создали открываемые шорткаты и обходные пути. Но даже если вас убили, то в игре нет никаких штрафов за смерть - героев просто телепортирует к ближайшей точке быстрого перемещения.
По сравнению с XCX у врагов в XC2, кажется, пропал слух, поэтому они вас не замечают, если вы перемещаетесь сбоку или сзади. Система магнетизма ударов в стиле {parent-9447} осталась, но с учетом того, что студия сократила дистанцию попаданий, убегать от монстров стало значительно проще. По сути, вас могут достать только дальние атаки определенных - обычно летающих - противников.
Monolith Soft отказалась от структуры Xenoblade X с его обязательным выполнением сайдквестов для открытия новых сюжетных глав: продвижение по истории в XC2 напоминает первую часть. Поэтому можно и вовсе забыть о второстепенных миссиях и посвятить себя истории, на которую уйдет примерно 70 часов. А можно изучать мир, выполнять все побочные задания, открывать и прокачивать новые Клинки. В этом случае вы рискуете провести за игрой около 200 часов. А в конце 2018 года разработчики обещают выпустить сюжетное дополнение.
Многие дополнительные задания чаще всего связаны с уникальными Клинками. Квестом может выступать как их получение, так и задание, которое предоставляется по мере их прокачки. Качество подобных миссий варьируется: кому-то было явно уделено больше внимания, кому-то меньше. Чаще всего квест уникального Клинка влияет лишь на полевые навыки, или какую-то одну ветку способностей, но порой от подобного задания напрямую зависит их прокачка целиком.
Некоторые квесты вряд ли будут выполнены до конца сюжетной линии, так как требуют высоких уровней прокачки навыков. Строгая последовательность выполнения некоторых заданий забрасывает героя в самые отдаленные уголки Альреста, где внезапно выясняется, что навык Клинка развит недостаточно и необходимо идти в другую локацию для дальнейшей прокачки - так начинается натуральная кругосветка.
Вы можете больше узнать о любимом Клинке - у каждого есть свой “Heart-to-Heart” разговор, квест с полностью озвученными сценками, который так или иначе дополняет знания о мире и главным образом о характере Клинка. Таким образом каждый уникальный Блейд воспринимается больше, чем инструмент в бою.
Разработчики знакомят с видами побочных заданий по ходу развития событий в первой половине игры. Сюда входят не только квесты от NPC, где вас просят найти какие-то предметы, поговорить с другими персонажами или убить определенных монстров, но и управление группой наемников. Под это выделено отдельное меню, в котором вы выбираете территорию и список доступных заданий.
Для каждого региона - свой перечень миссий наемников. Вы выбираете конкретную, подбираете группу Блейдов, навыки которых соответствуют требуемым параметрам, и отправляете отряд на выполнение задание. Тем самым можно прокачивать Клинки, не задействованные в вашей партии, развивать регионы и получать полезные предметы, опыт, золото за успешное выполнение.
Естественно, что пока это происходит, вы можете заниматься исследованием мира, продвижением по сюжету и другими сайдквестами, но в принципе вам никто не запрещает оставить консоль включенной и время от времени подтверждать успешное завершение с последующей отправкой Клинков на новые аналогичные миссии.
Стоит отметить, что выполнив особые задания в миссиях наемников, игрок получает ключи, открывающие уникальные предметы у продавцов в магазинах, которые улучшают некоторые параметры героя, вроде скорости бега и радиуса сбора лута, или расширяют инвентарь для бустеров. Последние в свою очередь увеличивают шанс получения Клинков определенной стихии.
Одной из сильных сторон игры является разнообразие городов и их сложная структура. Разветвленная сеть переулков зачастую скрывает множество небольших интересных локаций и новых квестов, а вертикальная ориентированность таких поселений, как столица региона Урайя, делает их исследование еще более увлекательным.
Xenoblade 2 развивает идею из X со специальными полевыми навыками, которые открывают вам новые пути, области и спрятанные сундуки на локациях. Исследуя мир игры, вы можете заметить области энергии и по-особому закрытые двери, которые требуют наличия скиллов Клинка определенного уровня. Выставляя героям Блейды с нужными навыками, вы суммируете значения способностей и открываете замок или проход в новую часть локации.
Но даже если необходимый Клинок есть в списке Драйвера, игроку всё равно нужно вручную добавлять его в активную команду. Чтобы пробраться в некоторые места, необходимо несколько раз подряд менять Клинки, дабы иметь нужные навыки. Это довольно утомительно.
Если у вас нет необходимого Клинка или навык прокачан недостаточно высоко, то можно открыть это место потом. Тем не менее, очень странным выглядит решение 7 и 9 глав, где вам необходимо по сюжету разблокировать проход специальным навыком высокого уровня. Несмотря на наличие нужных Клинков, вам может не хватить прокачки конкретных полевых навыков. В этом случае придется их поднимать.
К счастью, разработчики не закрывают возможность путешествия по миру в любой момент времени, а необходимые для сюжета способности качаются просто и быстро - буквально за 5 минут. Тем более, в интернете есть уже все необходимые гайды.
Развитие Клинков происходит по нескольким направлениям. В первую очередь это прокачка Аффини - радиально-кольцевой сетки специальных скиллов, разделенных по типам действия. Сферы с замком открывают новые уровни прокачки. Красные и желтые сферы представляют из себя навыки, полезные в бою, вроде повышения наносимых повреждений, возможности поставить магическую печать уже на середине комбинации или дополнительные способности, вроде понижения агро и автоматического восстановления здоровья при тех или иных обстоятельствах. В свою очередь зеленые сферы - те самые полевые навыки, которые помогают во время исследования локаций и выполнения миссий наемников.
Для открытия способности вам необходимо выполнить определенное задание, указанное под скиллом. Часть скиллов открывается уже по ходу прохождения - в основном это различные способности, которые требуют уничтожения противников, использования тех или иных навыков в битвах и сбора ресурсов на локациях.
Другие могут быть завязаны на потреблении любимой еды, покупках в магазинах, получении новых Клинков и даже на необязательных сюжетных сценах, которые открываются в местах, обозначенных иконкой “Heart-to-Heart”.
Вторая важная составляющая прокачки Блейдов - это модификации оружия чипами, которые выпадают из врагов, находятся на локациях и могут быть куплены в специальных магазинах. Используя тот или иной чип, вы перековываете оружие Клинка, изменив его внешний вид и характеристики. Некоторые поднимают урон автоматической атаки и шанс нанесения критического повреждения, другие - повышают вероятность блока вражеского выпада. Вполне естественно, что первый вариант идеально подходит для атакующих Клинков, а второй - для танков и лекарей.
Дополнительные улучшения можно повесить, используя вспомогательные кристаллы Aux Cores, которые работают как аксессуары для Клинков. Здесь могут быть самые разные бонусы - от повышения защиты и атак по определенным типам противников до продления действия эффектов элементных комбинаций.
В битвах Клинки передают свое оружие Драйверу, будь то мечи, диски, хлысты, секиры, топоры, копья, пушки, молоты, катаны, мячи или перчатки. Часть из них работает только стоя вплотную к противнику, а часть прекрасно действует издали.
Каждый тип вооружения открывает четыре уникальные техники для изучения Драйвером, которые можно улучшать, используя заработанные в битвах очки. Переключаясь между заранее выставленными Клинками прямо во время битвы, персонажи меняют класс, оружие и наборы активных и пассивных навыков, открывая новые игровые возможности.
Xenoblade 2 продолжает развивать идею комбинирования техник из оригинальной игры, поэтому часть боевых артов может изменять физический статус противника. Грамотно передвигаясь вокруг врага и применяя техники в правильной последовательности, вы не только наносите больше повреждений, но разрушаете броню, переворачиваете и подбрасываете противника в воздух в стиле{parent-10002} для того, чтобы в самом конце разбить врага о землю. Каждый новый статус все сильнее ослабляет защиту, позволяя вам быстро уничтожать сильных оппонентов.
Более того, в XC2 появилась новая интересная система специальных атак. К каждому Клинку привязан тот или иной элемент: огонь, вода, земля, электричество, воздух, лед, свет или тьма. Своевременно используя базовые техники Клинка и правильно попадая в ритм, Драйвер накапливает специальную атаку первого, второго, третьего или четвертого уровня. Чем выше уровень - тем больше повреждений получит враг. Но если использовать эти способности с умом и исполнять нужные приемы в правильной последовательности, то магия элементов начнет цепную реакцию, которая в десятки раз увеличит урон.
Быстрому комбинированию способствует двухкнопочная система приказов сопартийцам, которые тоже копят магическую атаку и помогают в связках. Доводя комбинацию до завершения, вы не только наносите противнику колоссальные повреждения, но и ставите специальную печать, которая блокирует ему ту или иную способность. Карта элементов с доступными вариантами развития комбинаций отображается сверху в правом углу.
Создавая разные комбинации элементных атак, вы накладываете на врага все типы печатей, которые можно разрушить специальной цепной атакой. Это дает возможность пойти на второй, третий и четвертый круг цепной атаки, превращая битву в буйство специальных эффектов и красивых добиваний. В этом случае урон увеличивается в несколько тысяч раз и позволяет уничтожать высокоуровневых боссов за считанные минуты.
Учитывая тот факт, что большинство боссов, как и в {parent-9452}, включают режим ярости при потере половины здоровья, эта механика со временем становится критически важной.
Разработчики продолжают добавлять новые игровые возможности вплоть до финала, делая боевую систему Xenoblade 2 самой совершенной в серии.
Вы постоянно открываете новые Клинки и таким образом настраиваете свой отряд по вкусу. Как уже было отмечено выше, Блейды разделены на три специализации: атакующий, лечащий и танк. Каждый из них дает своему Драйверу классовое улучшение, вроде бонуса к атаке, защите или лечению. А так как герои могут брать с собой по три Клинка за раз, то вы получаете существенный буст в этих показателях, если выбираете Клинки одной профессии, что может в значительной степени выручить в трудную минуту.
Дополнительные улучшения вы также получаете от еды, которая покупается в торговых лавках, булочных и кафе и действует определенное время.
Не забыли разработчики об экипировке, которая в Xenoblade 2 сильно упрощена по сравнению с прошлыми играми серии. Слотов всего два, и одежда не отображается на модели персонажа. Из врагов она выпадает редко - и то в основном падают лишь аксессуары и прокачивающие оружие чипы. Поэтому вы не тратите столько времени на подбор экипировки. Это может несколько расстроить любителей лута.
Удивительно, но японские студии продолжают игнорировать максимально удобную систему гамбитов {parent-9447}, и Xenoblade опять разочаровывает отсутствие настроек ИИ напарников. Большую часть времени они ведут себя адекватно, но все же могут столпиться в одном месте, попадая под сильный вражеский удар по площади, иногда не замечают выпадающие с монстров аптечки и никогда не поднимают раненых товарищей, обращая свое внимание только на упавшего в бою главного героя. В результате бегать приходится вам.
Настройку партии на начальных этапах может затормозить ограничение в передаче Клинков другим персонажам, хотя потом Блейдов становится так много, что вам всегда есть из чего выбрать. Даже на первый взгляд безликие обычные Клинки могут иметь интересный и очень полезный скилл, который поможет в трудную минуту.
Иногда все же Xenoblade 2 кажется совсем перегруженным от возможностей. Уникальная прокачка одной из героинь подразумевает прохождение мини-игры “Tiger Tiger” для того, чтобы заработать специальные очки, на которые можно создавать сильные улучшения. С учетом того, что разработчики не до конца объясняют, как лучше собирать бонусы и убивать врагов в этом режиме, вам приходится разбираться самим. Правда, полностью разобравшись, можно ощутимо улучшить героиню, превратив ее в ультимативного Клинка.
К недостаткам можно также отнести не всегда очевидные решения многих побочных заданий. Иногда просто не понятно, что делать и куда бежать, поэтому для прохождения игры на 100% придется воспользоваться онлайн базами знаний по игре.
Графически Xenoblade 2 выглядит неровно. Местами вы поражаетесь работе художников и дизайнеров уровней, которые создали роскошные пейзажи с красивыми облаками и эффектами освещения, симпатичными персонажами и сложными объемными поверхностями. А иногда наблюдаете размытую картинку с плоскими текстурами, квадратным окружением и блеклыми NPC.
В портативном режиме игра местами смотрится совсем слабо из-за низкого динамического разрешения в тяжелых сценах и выкрученного фильтра четкости, поэтому на телевизоре играть значительно комфортнее. Остается надеяться, что в будущем техническую часть улучшат патчами, в том числе починят вылеты в главное меню системы. К примеру, с одним из прошлых обновлений разработчики смогли оптимизировать локацию в четвертой главе, в которой раньше наблюдались сильные просадки FPS.
Саундтрек первой части {parent-12359} был принят очень тепло и попал во многочисленные списки лучших, поэтому писать музыку для второй части позвали тех же композиторов, за исключением Ёко Симомуры, которая была занята другими проектами. Процесс возглавил Ясунори Мицуда, сумевший реализовать свою давнюю мечту и поработать с вокалистами именитого ирландского хорового коллектива ANUNA, благодаря которым привычные для жанра направления в {parent-12358} были разбавлены довольно необычными европейскими средневековыми композициями. В целом саундтрек новой игры порадует разнообразием. Некоторые мелодии, такие как тема локации Гормотт, перекликаются с музыкой из XC1, привнося приятную нотку ностальгии. Отдельные локации, например, горы Тантала, сопровождаются совершенно удивительными композициями: вы наверняка оцените зимнюю тему, исполненную под акустическую гитару.
Главные вокальные темы в игре, "One Last You" и "Drifting Soul", написанные Ясунори Мицудой и АСЕ соответственно, исполнила британская певица Джен Берд. Слова сочинил лично руководитель разработки Тецуя Такахаси.
***
{parent-12358} - самая масштабная игра Nintendo Switch, которой не хватает полировки отдельно взятых элементов. Тем не менее, благодаря уникальному миру, лучшей боевой системе в серии, красивой музыке, проработанным персонажам и зрелищным заставкам от игры сложно оторваться. Даже несмотря на некоторые сюжетные странности, геймплейные ограничения и излишнюю анимешность, мы провели за Xenoblade 2 порядка 150 часов и с нетерпением ждем новой игры Monolith Soft.
Автор: ACE, редактирование: Di, Zenforso, NINDO, SkyerIst