Большой обзор на Маленькие Кошмары

Удивительно, но в кои-то веки я добрался до действительно свежей игры. Для Tarsier Studios, небольшой шведской студии, это по сути первый самостоятельный проект, хотя основаны они в 2004 году. Практически весь их послужной список состоит их коллаборации с другими студиями в эксклюзивных проектах Sony, среди которых небезызвестные Tearaway Unfolded и трилогия Little Big Planet. Их сольная игра тоже очень Little: пройти её можно часов за 5-6. Зато впечатлений от прохождения можно получить вдвое больше, чем за каким-нибудь крупным высококлассным проектом. Игра вызывает обширный калейдоскоп эмоций, от грусти до смеха. Но больше всего она, конечно, пугает. В самом хорошем смысле этого слова. При чём у неё получается это мастерски, безо всяких банальных приёмов, типа резко выпрыгивающего монстра или кучи отрубленных конечностей в кадре. Чистый саспенс. Словом, господин Альфред Хичкок бы одобрил.

Немного исторической справки для особо любопытных. Игра была анонсирована ещё в феврале 2015 года и тогда носила название "Голод". Но издателям не хотелось рисковать, выпуская провокационную игру про маленькую голодающую девочку, и только через полтора года их приютили Bandai Namco Entertainment. Кроме того, в процессе разработки у проекта поменялся акцент, в результате чего сменилось и название на уже привычное нам. Релиз состоялся 28 апреля 2017 года на ПК, XONE и PS4. Критики и игроки оценили игру преимущественно положительно, при этом постоянно сравнивая её с другим недавним инди-платформером - INSIDE. И почва для этого, конечно, была. Little Nightmares такая же мрачная, насквозь пропитанная атмосферой безысходности вещь, ровно как и творение Playdead. У неё тот же жанр в виде псевдообъёмного платформера, и она также старается рассказать историю без единой катсцены. Но при всей похожести, на первый взгляд, шведские разработчики в своём проекте общаются с игроком на принципиально другие темы. Их игра похожа на сказку - пугающую своей прямотой и одновременно недосказанностью. И хотя в процессе создания авторы сменили её имя, этот шаг смотрится вымученным, как будто был продиктован издателем. Нет, детские кошмары тут действительно имеются, вроде монстров, живущих под кроватью, но игра строится вовсе не на этом. Вся история и игровой процесс вертятся вокруг обжорства и неуёмного чувства голода. Локация, по которой всю дорогу пробирается главная героиня именуется Чревом. Всюду развешаны куски мяса, а среди врагов добрая половина повара. Да, и сама девочка очевидно страдает приступами гастрита. В Little Nightmares чувство голода - лейтмотив.

Сюжет

Шведские разработчики решили избавится от любого намёка на заскриптованные сюжетные вставки. В привычном понимании никакого сюжета здесь нет - на протяжении шести часов никто из героев не произносит ни одного слова. Мы пристально следим за приключениями маленькой девочки в жёлтом дождевике и домысливаем историю сами. Кто-то увидит здесь историю мести, кто-то другой найдёт в этой истории аллюзию на общество потребления, ну, а для третьего это просто игра с детскими страхами. В результате, в ходе прохождения линейной игры мы получаем всё равно уникальную историю, ведь каждый интерпретирует её по-своему. Но кое-какие подробности можно почерпнуть из пресс-релизов и описания на официальном сайте. Оказывается, главную героиню зовут Шестая (почему именно так вам никто разжёвывать не собирается, но подсказку найти можно).

Уподобившись мальчику в красном из игры студии Playdead, девочка в жёлтом дождевике находит себя в каком-то непонятном плохо освещённом месте. И всю дорогу должна куда-то идти. Перекатывающиеся туда-сюда предметы и нарочито заваленный горизонт подсказывает нам, что мы находимся внутри гигантского корабля под названием "Чрево". Со слов разработчиков, этот корабль появляется каждый год в абсолютно разных местах в открытом море, и принимает гостей. Гостей, которых откармливают, как свиней на убой. Во всём этом явно прослеживается некий социальный подтекст. Кроме того, есть ощущение, что авторы вдохновлялись работами Хаяо Миядзаки, в частности его "Унесённые Призраками". Рассказать о сюжете подробнее, избегая спойлеров, сложно. Лучше прочувствовать всё на собственной шкуре.

Геймплей и визуал

Наша главная героиня почти ничего не умеет. Из арсенала у неё есть только спички, дрожащие на ветру. Они нужны, чтобы осветить совсем уж тёмные участки уровня. Иногда закрадывается подозрение, что авторы слишком уж увлеклись мрачностью своей поделки - первые минут двадцать никак не можешь привыкнуть к обволакивающей всё и вся тьме. Ты банально не можешь понять куда идти и что делать. Спички, понятное дело, освещают только то, что находится перед носом девочки, поэтому мы, по сути, идём в пустоту. Но потом, чуть приноровившись, понимаешь, как сильно это играет на идею. Постепенно вырисовывается чувство одиночества - первый час игры мы не встретим ни одного противника, только отдалённые намёки на их существование. В Little Nightmares никто не объясняет вам, что делать и куда нажимать. Разработчики хотели максимально приблизить своё детище к реальности, одновременно с этим пользуясь визуальными условностями. И поначалу это также раздражает - ты никак не можешь адаптироваться к местному управлению. Мы привыкли, что персонаж подбирает с земли какой-либо предмет одной кнопкой. Но Tarsier Studios решили поступить иначе: чтобы подобрать с пола к примеру, мяч, нужно не просто нажать соответствующую кнопку, но и держать её до тех пор, пока вы не перенесёте его в нужное место. И это вполне понятное решение, ведь всё это время мяч находится в руках девочки. Таким образом, авторы хотели заставить нас почувствовать тяжесть предметов, чтобы мы больше вжились в предлагаемый нам мир. По ходу игры нам не раз нужно будет перетаскивать из одной точки в другую тяжёлые ящики и тележки. Они поддаются девочке не сразу, с накатом. И благодаря этому чувствуешь каждый мускул управляемого ребёнка.

В Little Nightmares очень реалистичная физика. Подвешенные на цепях большие рояли натужно скрипят, медленно покачиваясь и разрезая тишину неприятными звуками. Упавшая в вязкую жижу героиня с трудом ходит. Когда девочка взбирается по возносящимся в небо книжным шкафам, пара книг выпадает с полок и раскрывается в полёте. Сочетание реализма и утрирования рождает необъяснимый ужас. 

В игре очень мало персонажей. По сути, на протяжении шести часов нам встретится всего три противника. Но справиться с ними будет совсем не просто. Дело в том, что наша героиня совершенно не умеет драться. Да, и кому придёт в голову сражаться с огромными чудовищами в образе маленькой девочки со спичками? Наш единственный спасительный путь - бегство. Игра всячески подталкивает нас к скрытному прохождению. Путь к решению той или иной задачи, как правило, только один. Но благодаря минимуму объяснений, многие из них совсем не кажутся интуитивными. На первом же уровне я два раза попал в секцию с головоломкой, которую не мог решить на протяжении полутора часов. Просто потому, что в комнате разбросано слишком много ненужных деталей. Нет, они, конечно, создают нужную атмосферу, но никакой полезной функции не несут. К примеру, ближе к началу игры вы встретите детскую комнату с миниатюрным паровозиком, мирно разъезжающим по железной дороге, и скрипучей каруселью. Они стоят чуть ли не в центре комнаты и занимают довольно большое пространство. Логически ты начинаешь думать, что, видимо, ключ к переходу в следующую секцию находится либо внутри паровоза, либо где-то на карусели. Но вот паровоз съехал с путей и упал, а карусель раскручена донельзя. И ничего не происходит. И только сильно позже, испробовав всё и отчаявшись вы решаете вернуться в предыдущую комнату, мало ли чего пропустили. И вуаля - ответ действительно там. Дойти до него можно чисто случайно, начав действовать нестандартно.

Это одновременно и плохо, и хорошо. Плохо, потому что особо нетерпеливый игрок может плюнуть и выключить игру, ссылаясь на её недружелюбность к пользователю. А хорошо, потому что игра заставляет вас исследовать окружение, тщательно рассматривать каждый уголок уровня и применять логику. В результате, получаешь какой-то неописуемый восторг и удовлетворение, когда всё же догадываешься до решения задачки без помощи прохождение в Интернете. 

Little Nightmares грамотно чередует головоломные моменты, экшен и стэлс. Каждый новый уровень не похож на предыдущий, игра постоянно преподносит нам что-то новенькое. Кроме того, шведские разработчики то и дело пытаются вынуть игрока из его зоны комфорта и как следует пощекотать нервы. Например, вы должны будете по скрипящему полу пробраться прямо за спиной у кровожадного мясника. Конечно, вы стараетесь найти способ, как можно этого избежать, страшно же! Но чем больше ищите другой выход, тем больше понимаете, что отступать некуда, и идёте на корточках, переполненные леденящим ужасом. Если враг обернулся и заметил вас - скорее всего, вы труп. Есть, конечно, небольшой шанс, что вы сможете быстро перебирая ножками, завернуть куда-нибудь за угол и спрятаться за тёмной коробкой, задержав дыхание, но такая удача происходит редко. Или попробуйте отвлечь слепого монстра, который привык ориентироваться на слух, бросив гремящую игрушку куда-нибудь в сторону. Пока он идёт на шум, вы должны пробраться в его обиталище и залезть на очередной шкаф. Но по пути вы неосторожно наступаете на прогнившую напольную доску и скрип раздаётся на весь дом. Что же теперь будет? Поджилки трясутся.

Я уже упоминал в начале обзора о том, что авторы нагоняют страх путём саспенса. Моментов с резким появлением какой-то чертовщины в кадре здесь крайне мало. В основном игра делает так, чтобы вы пугали себя сами. К примеру, в одной комнате мы видим стул, который нужно пододвинуть, чтобы перейти в следующую секцию. А над стулом на переднем плане болтаются длинные безжизненные ноги. Кто был этот человек, и человек ли он вообще? От чего он решил повеситься? Что заставило его свести счёты с жизнью? Что же нас ждёт дальше? И каждый новый рождающийся в вашей голове вопрос заставляет сердце биться чаще.
Другой пример. Через вентелляционную трубу мы попадаем в некую квартиру. Мы тщательно исследуем её, пытаясь понять, что же от нас хочет автор, куда идти дальше. Дёргаем за первый попавшийся глазу рычаг и видим как шкаф разбирается в кровать. Кровать большая, совершенно непропорциональных размером. Да, и вообще, здесь всё такое большое, что девочка чувствует себя Дюймовочкой. Обшарпанные советские обои, приглушённый свет. Всё это действует на подкорку мозга и находиться здесь становится неуютно. Мы кожей чувствуем, что нужно срочно сваливать отсюда, ведь очень скоро что-то произойдёт. Далее мы вынужденны залезть по шкафу на стол, потому что на нём среди полупустых бутылок сверкает ключ - очевидно, нужная нам вещь. Мы взбираемся выше и камера изменяет обзор. Мы получаем новую информацию о доме и его хозяине. Над столом висит фотография в круглой рамке. На фотографии человек с замотанной головой. Никого в этой комнате нет, но у нас создаётся стойкое ощущение, что отсюда нужно немедленно убегать. И чем больше мы узнаём, тем больше накручиваем себе. Именно по такой схеме работает Little Nightmares.

Разработчики устанавливают некие правила внутри своей игры, и тут же их нарушают. Только мы привыкли к закономерности, что вот нас заставляют проходить за спинами разнообразных чудищ и красть у них что-то из-под носа, а потом бежать, как ошпаренные, в укромное местечко - и тут нас снова умудряются пугать. В игре есть момент, где мы в очередной раз вынуждены пройти за спиной монстра в соседнюю комнату и разбить кувшин, чтобы достать сокровенный ключик, находящийся внутри. Мы привыкли, что на шум сбегается вся местная нечисть и начинает рыскать по углам в поисках девочки в жёлтом дождевике. Мы благополучно разбиваем кувшин, однако, никто не бежит. Заползая на всякий случай под кровать, мы аккуратно крутим камеру в сторону соседней комнаты и видим, что там уже никого нет. Куда делось чудовище? Может, оно затаилось за углом и ждёт нас? К сожалению, вскоре, мы понимаем, что единственный выход - выйти и проверить лично. И, конечно, это ужасно пугает. Эмоциональная связь с персонажем достигается через преследующую его опасность - проходя за спиной у врага мы ненароком задерживаем дыхание, а когда подле нас стоит слепой монстр переговариваемся шёпотом. Эффект присутствия в Little Nightmares просто потрясающий!

Но вернёмся к сквозной теме игры - чувству голода. Главная героиня страдает приступами гастрита. Время от времени она сгибается и хватается за живот. В глазах начинает темнеть с каждой секундой, и мы понимаем, что если сейчас срочно не съесть что-нибудь, девочка попросту помрёт. Пища, конечно, в конце концов находится. Однако, если в первый такой момент Шестой удаётся выклянчить кусок мяса, то во второй ей приходится съесть живую крысу, застрявшую в клетке. И чем дальше мы забираемся, тем сильнее у девочки приступы, и тем страшнее жертвы. Всё это приправляется ужасающим музыкальным рядом с грустными детскими голосами, напевающими навязчивую мелодию. Драматизм ситуации зашкаливает. И если сначала голодные потуги её желудка кажутся нам немного выбивающимся элементом игры, то в конце всё встаёт на свои места. Раскрывать все карты я, разумеется, не буду, но поверьте, доиграть стоит. К тому же, в отличие от того же INSIDE, история Little Nightmares абсолютно закончена, но при этом также необычна.
Визуально Little Nightmares выглядит великолепно. Есть некоторая схожесть с творениями Playdead, очень похоже устроена камера. Но есть INSIDE стремился к минимализму, со скудной цветовой палитрой и поверхностям без текстур, то в детище шведских разработчиков всё наоборот, гипертрофированно. Девочка маленькая настолько, что может вытянуться с полный рост под разделочным столом, а золотой ключик берёт в обе руки. Слепой монстр с замотанной головой обладает руками длиной в десять метров, ведь он познаёт мир через тактильные ощущения. При этом декорации выглядят так, словно смотришь старые фотографии. Советские обои, напольная плитка: всё смотрится пугающе реалистично! Добавьте к этому реалистичную анимацию героини и окружения, и вы получите одну из самых страшных игр года. Впрочем, не мудрено, ведь для создания игры использовались все мощи Unreal Engine 4.

Встречаемые локации уникальны, ни одна не повторяется. При этом они умудряются гармонировать друг с другом и жить в едином стиле. Декорации проработаны до мельчайших деталей. К тому же, если как следует их исследовать, можно найти ответы на некоторые вопросы касательно истории (а, возможно, обрасти новыми вопросами).

Кстати, если хотите знать как можно больше ответов, стоит попытать счастья на официальном сайте. Ребята с душой подошли к его созданию, там даже есть качественный русскоязычный перевод. Помимо стандартных для сайтов-визиток страничек с описанием персонажей и трейлерами тут есть мини-блог, а также любопытная страничка, где вас научат готовить сладости в форме героев игры. В общем и целом, видно, что разработчики максимально ответственно подошли к своему проекту и уделили внимание каждой детали.

Ну, и, наконец, секреты. В Little Nightmares тоже они есть. Правда, смысла их собирать не очень много - за каждый найденный секрет в главном меню открывается дополнительная страничка с концепт-артами. Во время, когда Интернет есть даже в африканских странах не трудно воспользоваться поисковыми сервисами и посмотреть рисунки, так сказать, на халяву. К тому же многие секреты достаточно не интуитивны. Зачастую проходишь мимо просто потому что, не понимаешь, что с этим нужно делать. Лично я только под конец игры понял, что встречаемых Номов (так называются маленькие человечки с причудливыми капюшонами, они здесь одни из немногих, кто не желает вам зла) нужно обнимать. После этого они начинают повторять все ваши движения. Помимо концепт-артов тут есть ещё одна мелочь. Вы можете приодеть Шестую, надев на её голову, скажем, разбитый чайник вместо капюшона. Но я менять ничего не стал - всё же, это порядочно портит общее впечатление и мешает проникнуться атмосферой.

Музыка и звук

В Little Nightmares не очень много музыки. Большинство времени мы наблюдаем просто фоновые шумы, вроде скрипов дерева или шарканья ног. И именно поэтому те моменты, когда саундтрек показывает себя, особенно западают нам в душу. Авторы подают музыку дозировано и только тогда, когда она подчёркивает драматизм ситуации. Но тишина пугает больше, она заставляет нам прислушиваться к каждому звуку и везде искать подвох. Основная музыкальная тема мне показалась похожей на "Лабиринт Фавна" Гилльермо дель Торо и "Лекарство от здоровья" Гора Вербински. Детские голоса, удручённо напевающие грустную мелодию пугают до дрожи. Но вместе с этим музыка чудовищно красива и обладает собственной обволакивающей атмосферой.

Звук в Little Nightmares также натуралистичен. Это очень важно в игре, где главной механикой используется скрытное прохождение, и вдвойне важно в тёмной игре, где каждые пять минут нужно зажигать спичку, чтобы осмотреться. Я часто ориентировался на звук, чтобы понять, кто и насколько далеко от меня, ведь камера не может захватить всё пространство.

Послесловие

Little Nightmares - очень необычная игра. Она противопоставляет милую девочку в ярко-жёлтом дождевике тёмному и большому безжизненному миру. Разработчики умело используют разные приёмы, чтобы заставить нас лезть на стену от страха. Ребята всячески эксплуатируют наше чувство одиночества, незащищённости и подкармливают манию преследования. Встречающиеся головоломки редки, но хорошо разбавляют игровой процесс. К местному управлению долго привыкаешь, но его устройство целиком и полностью оправдано. Можно найти ещё очень много противоречий, но ни одно из них не делает игру хуже. Как бы там ни было, Little Nightmares - игра штучная. Изначальные мысли о её похожести на INSIDE улетучиваются уже в первые полчаса прохождения. Несмотря на многочисленные сравнения, игра не теряет собственную личность. Она взывает к вашему любопытству, приоткрывает дверь, в которую вам так хочется зайти. Если вы любите мрачные платформеры с серьёзной подоплёкой - не проходите мимо.

ИТОГО:

  • Графика: 10/10
  • Геймплей: 10/10
  • Музыка: 9/10
  • Звук: 9/10

ВЕРДИКТ: 9.5

31.05.2017
Источник: gamebomb.ru

Читайте также

Трейлер Little Nightmares показал девочку, которая бежит от своих детских страхов

Трейлер Little Nightmares показал девочку, которая бежит от своих детских страхов

Разработчики детского ужастика Hunger переименовали его в Little Nightmares и представили новый трейлер. Gamebomb.ru рассмотрел опубликованный ролик, в котором девочка пытается убежать от собственных страхов.

В Fortnite есть не только “Королевская битва”

У большинства пользователей survival-проект Fortnite в первую очередь ассоциируется с Battle Royale, и это совсем не удивительно, так как игра от компании Epic Games занимает одну из лидирующих позиций в данном жанре. Однако “Королевская битва” это не единственный режим доступный для игры и разработчики прекрасно помнят об этом.